Осень 2016 года стала знаковой для культурного мира Дальнего Востока. Благодаря одному событию история хореографии в регионе была поделена на времена «до» и «после». Речь об открытии в Приморском крае филиала Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – первом подобном учебном заведении в Дальневосточном федеральном округе. Наш корреспондент выяснил, что предшествовало созданию школы, и какое будущее ждет ее выпускников на восточном «краю света».
Академия русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой – одна из старейших балетных школ мира. Она была основана в 1738 году в Санкт-Петербурге и не прекращала работу даже в годы Великой Отечественной войны. С именем Академии связывают расцвет и всемирное признание русской балетной школы. Во все времена ее существования обучение здесь считалось крайне престижным, и на поступление в нее приезжали абитуриенты со всей страны.
Неудивительно, что еще недавно идея создания филиала Академии на далеком «краю света», в Приморье, казалась малореальной. Но «фантастическому» сценарию суждено было сбыться после того, как ранее открытый во Владивостоке Театр оперы и балета в 2016 году официально стал приморской сценой Мариинского театра. Его руководитель, Валерий Гергиев, заявил о важности подготовки профессиональных кадров для новой площадки, и уже спустя несколько месяцев филиал Академии распахнул свои двери для первых учеников.
Важную роль в создании дальневосточного филиала Академии русского балета сыграло личное поручение президента страны Владимира Путина. Как и «приморская Мариинка», филиал хореографической школы был образован на федеральные средства с привлечением профессионалов из Москвы и Санкт-Петербурга. И если о материальной базе нового очага культуры Приморья известно почти всем, то иначе обстоит дело с ее идеологической составляющей – долгой и непростой историей балета в крае.
Тернистый путь к Театру
Далеко не все знают, что впервые идея создать на Дальнем Востоке профессиональное хореографическое училище, а вместе с ним – Театр оперы и балета – появилась еще в 70-е годы. Более того – этот замысел был горячо поддержан действующим в то время министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Решение о создании двух знаковых для региона учреждений было принято в 1974 году во Владивостоке после встречи министра с Виктором Васютиным – руководителем лучшей в крае хореографической студии.
– Фурцева дала добро, и ее поддержал Ломакин (первый секретарь Приморского краевого комитета КПСС (1969-1984), – рассказывает Виктор Васютин. – Я сказал ей тогда: «Екатерина Алексеевна, как развивать балетно-хореографическое искусство, когда от Новосибирска до Камчатки нет ни одного ни Театра оперы и балета, ни училища?» Она ответила, что как-то не подумала об этом. В ответ я сказал ей, что Владивосток может стать центром, в который будут стекаться профессионалы отовсюду... и она дала добро на строительство училища. Ожидалось, что к его первому выпуску уже «подойдет» и Театр оперы и балета.
Однако планам не суждено было сбыться. После смерти Екатерины Фурцевой в том же 1974 году партийное руководство Приморского края поменяло ориентиры своей работы. Пытаясь отстоять прежний замысел, Виктор Васютин попал в немилость секретаря приморского КПСС Виктора Ломакина, и вскоре даже оказался в заключении по сфабрикованному против него делу. В те годы Васютин, казалось, был единственным, кого по-настоящему волновало будущее балета на Дальнем Востоке. Также он был единственным в регионе танцором с профессиональным образованием.
Если сейчас в большинстве своем профессиональные танцоры приморской «Мариинки» – пришлые «варяги», то Виктор Васютин своей родиной называет Приморье. В 1936 году в возрасте двух лет он вместе с семьей переехал из Курской области в Спасск-Дальний, а чуть позже – в местное село Дроздов, где находилась воинская часть. В 9 лет Виктор решил пойти в сельский танцевальный кружок, который по счастливой случайности вела жена офицера – профессиональная балерина, закончившая хореографическое училище имени А.Я. Вагановой. Через несколько лет она уехала, но уже к тому моменту желания и таланта Васютина хватило на то, чтобы возглавить танцевальный кружок для офицерских жен.
– Мне было 15 лет, и сейчас я иногда думаю, как так жены офицеров меня, мальчишку, слушали, но ведь слушали же! В 1957 году по случаю Всемирного фестиваля студентов я подготовил с ними большую программу, и мы поехали во Владивосток на смотр. И мы, приехавшие из «глуши забытого селенья», заняли на этом смотре третье место! – вспоминает Виктор Васютин.
Чуть позже молодой танцор возглавил детскую студию в Спасске-Дальнем, и постепенно слава о нем поползла по всему Приморью. На очередном смотре во Владивостоке его коллектив был признан лучшим, после чего Васютина пригласили в командировку в Санкт-Петербург, а год спустя зачислили на обучение в хореографическое училище имени А.Я. Вагановой (ныне – Академия Русского балета). По его окончании Виктору Васютину предлагали остаться в культурной столице, но уже профессиональный молодой танцор предпочел вернуться на Дальний Восток.
По приглашению местных властей Виктор Васютин переехал из Спасска-Дальнего во Владивосток. Настояв на выделении мест для 30-ти своих учеников, хореограф организовал в краевой столице танцевальную студию с почти профессиональной подготовкой. Лучшие выпускники Васютина получали направление на продолжение образования в хореографических училищах Москвы, Санкт- Петербурга, Перми, Улан-Удэ и Новосибирска. Долгие годы юные танцовщики ни одного другого региона Дальнего Востока не могли похвастаться такой возможностью.
Конечно, такого больше не было нигде. До этого во Владивостоке заниматься можно было только если в кружках самодеятельности, которые в основном лишь собирали деньги, а тут появился я... Но у меня такая натура – что бы я ни сделал – мне все мало. Я всегда хотел большего, – говорит Виктор Васютин.
После крушения грандиозных планов в 70-е годы Васютин не опустил руки и продолжил растить поколения будущих профессионалов в своей студии. Сегодня его ученики выступают в театрах балета почти по всему миру – Америке, Европе, Азии, а также в крупнейших городах России. В 1994 году их учителю удалось добиться создания первой на Дальнем Востоке хореографической школы. Она была образована при Дальневосточном государственном университете. На протяжении 10 лет в ней бесплатно учились лучшие по своим данным юные танцоры региона. Но затем удача вновь изменила балету Приморья.
Это был 2004 год. Перед моим отпуском мы дали три концерта во Дворце моряков, и все три вечера зал был переполнен. Зрители были в восторге, ничто не предвещало беды. Я уехал в отпуск, а после возвращения обнаружил объявление о том, что школа переводится на платное обучение. В результате многие хорошие ученики не смогли платить, и были отчислены, – рассказывает Васютин.
Вскоре хореографу было предъявлено обвинение в жестоком отношении к ученикам, после чего последовало его увольнение. Спустя несколько лет судебных тяжб это обвинение было полностью снято, однако время уже было упущено. Больше всего Васютин жалеет о тех учениках, которые не смогли доучиться в его школе, хотя, он уверен, имели все данные, чтобы обрести всемирную славу.
– Свою оставшуюся жизнь я хотел бы посвятить училищу (филиалу Академии Русского балета – ред.). Училище и театр должны быть связаны одной нитью, быть одним организмом, жить одной жизнью. Ведь для Театра здесь и открыли Академию.... Конечно, я хотел бы, чтобы здание Школы, созданной моей кровью и потом, тоже послужило Театру, – вздыхает Виктор Васютин.
За почти 70-летнюю творческую деятельность Виктор Васютин был удостоен множества государственных наград. Почетный работник культуры РФ, Рыцарь Танца... в 2016 году «главного хореографа» Приморья выдвинули на звание Почетного жителя Владивостока. Возможно, новый виток внимания к балету на Дальнем Востоке поможет «вспомнить» о том, что предшествовало новой эпохе.
И. Акулова.
ИТАР-ТАСС