30 января исполнилось 26 лет, как ушёл из жизни Святослав Николаевич Рерих – гениальный русский художник, писатель, ученый, общественный деятель, духовный наставник, педагог, внесший огромный вклад в дело мира и укрепления культурных связей между Россией и Индией. Он был последним из великой семьи Рерихов.

Память о нем не умирает. Он оставил Индии, России и всему человечеству свои уникальные, прекрасные картины, которые находятся во многих музеях и частных собраниях Индии, США, Франции, России и других стран.

Святослав Николаевич Рерих был убежден в действенной силе красоты: «Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте».

Святослав Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. О своих родителях Святослав Николаевич всегда отзывался с великой любовью и благоговением: «Мой отец и моя мать были наделены несравненной гармонией двух понимающих друг друга людей, которые имели высокие идеалы жизни. С большим трудом можно найти примеры, когда великий художник оказывается еще более великим человеком. Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери. Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения и счастья».

Святослав Николаевич с ранних лет был окружен «людьми, которые проявляли глубокий интерес к поискам духовных ценностей». Как и Н.К. Рерих, Святослав Николаевич создал в искусстве свой собственный и неповторимый мир Красоты. Помимо портретной, он обращался к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи и в каждой проявил себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор. Его картины, а их около четырех тысяч, находятся в коллекциях музеев Европы, Америки и Азии. Он очень любил Индию, но всегда оставался русским в душе, никогда не отделял себя от России и верил в ее особую роль и светлое будущее.

В Индию С.Н. Рерих впервые приехал в 1923 году и вместе с семьей совершил большое путешествие по древним городам и памятным местам Индии. В 1931 году он остается в Индии навсегда. Уникальную красоту этой страны, ставшей для него второй родиной, утонченность духовных достижений и разнообразие индийских культурных традиций Святослав Николаевич воспел во многих своих замечательных полотнах. Поэтому честь называть С.Н. Рериха своей национальной гордостью принадлежит не только России, но и Индии.

Святослав Николаевич принимал самое деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», созданном Рерихами в индийской долине Кулу. Он возглавлял работу естественно-научного отдела, его интересовали орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и ее алхимические истоки, астрология, сравнительные религиоведение и философия, искусствознание, культурология. В основе научных интересов С.Н. Рериха лежало глубоко философское понимание природы как единого целого, неразрывно связанного с важнейшими космическими законами.

В 1947 году, когда многолетняя борьба индийского народа за независимость от Великобритании ознаменовалась победой, С.Н. Рерих проводил большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. Благодаря его усилиям уже в 1948 году Индия присоединилась к этому важнейшему международному договору. В течение последующих лет Святослав Николаевич активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.

Большое внимание С.Н. Рерих уделял вопросам просвещения и воспитания более совершенного человека. Он принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре, созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Святослав Николаевич также известен как основатель и почетный президент культурно-просветительского бангалорского Центра искусств «Читракала Паришад», учрежденного в 1972 году и ставшего отделением местного университета.

За выдающиеся достижения в области культуры и продвижение мирных инициатив С.Н. Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых высший гражданский орден Индии «Падма-Бхушан», советский орден Дружбы народов, болгарские ордена. Святослав Николаевич Рерих являлся лауреатом Международной премии Джавахарлала Неру, почетным членом Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии.

Заветная мечта Николая и Елены Рерих вернуться на Родину, несмотря на неоднократные попытки, так и не осуществилась. Но как истинные патриоты своей страны, ради блага которой они трудились всю свою жизнь, они завещали своим сыновьям передать их наследие в Россию, создать музей, который стал бы центром просвещения и искусства и способствовал развитию культуры. Эту благородную задачу выполнили Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи.

В 1957 году из Индии в Москву вернулся Юрий Николаевич Рерих, а в 1960 году официальное приглашение приехать в Советский Союз получил Святослав Николаевич. Уже в мае того года в московском Государственном музее им. А.С. Пушкина открылась первая выставка его картин. А спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа.

После смерти Юрия Николаевича в 1960 году Святослав Николаевич остался единственным хранителем наследия Рерихов. Вместе с супругой Девикой Рани он не раз приезжал в СССР с выставками картин отца и своих собственных, встречался с руководителями страны, выступал перед большими аудиториями, рассказывая о подвижнической жизни и многогранном творчестве семьи Рерихов, читал лекции о назначении и роли искусства в духовном совершенствовании человека.

В 1987 году в ходе встречи С.Н. Рериха с М.С. Горбачевым идея создания в Москве негосударственного Центра-Музея имени Н.К. Рериха получила поддержку. В 1989 году по предложению С.Н. Рериха был создан Советский Фонд Рерихов, переименованный в 1991 году по его личной инициативе в Международный Центр Рерихов.

Для будущего музея Мосгорисполком своим решением передал в распоряжение Фонда старинную усадьбу Лопухиных, выбранную самим С.Н. Рерихом. В качестве руководителя Центра-Музея имени Н.К. Рериха Святослав Николаевич назвал кандидатуру Людмилы Васильевны Шапошниковой, хорошо известного ему ученого-индолога, человека верного и испытанного, творчески и широко мыслящего. Он объявил ее своим доверенным лицом и поручил доставить в Россию культурное наследие своей семьи. Так, благодаря подвижнической деятельности Л.В. Шапошниковой, в 1990 году бесценный груз – результат многолетних героических трудов семьи Рерихов, ставший национальным достоянием России, – специальным авиарейсом прибыл из Индии в Москву.

Под руководством Л.В. Шапошниковой в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств, был спасен от разрушения исторический памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных». Здесь за короткий срок создается негосударственный, научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К. Рериха, крупнейший в мире музей по своему содержанию, изучению и популяризации художественно-философского наследия Рерихов. Основу Музея составили сотни замечательных полотен Н.К. и С.Н. Рерихов, богатейший архив, семейная библиотека редчайших изданий, драгоценные реликвии, личные вещи семьи.

Вопрос о статусе Центра-Музея С.Н. Рерих считал принципиальным. «Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации», – говорилось в его статье «Медлить нельзя!», опубликованной в газете «Советская культура» еще в 1989 году: «Подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусства народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество»

Публикация в газете письма С.Н. Рериха является убедительным доказательством того, что создание Центра-Музея имени Н.К. Рериха в качестве общественной организации является личной позицией самого Святослава Николаевича, которую он принципиально отстаивал.

Как и предвидел Святослав Николаевич Рерих, именно независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный синтетический культурный Центр-Музей ХХI века.

12 февраля 1993 года в Москве состоялось первое официальное открытие общественного Музея имени Н.К. Рериха. За четверть века под руководством академика Л.В. Шапошниковой, Генерального директора и доверенного лица С.Н. Рериха, общественный Музей имени Н.К. Рериха стал настоящим магнитом красоты и новой науки. С каждым годом расширялось сотрудничество с передовыми учеными, деятелями культуры и представителями общественности.

Международный Центр Рерихов гостеприимно встречал посетителей в московской усадьбе Лопухиных. Сюда приезжали люди из разных стран, чтобы полюбоваться картинами великого Мастера живописи, познакомиться с научно-философскими идеями космической эволюции, принять участие в ежегодных международных научных форумах. По вечерам выдающиеся музыканты устраивали в зале Святослава Николаевича Рериха концерты классической музыки…

МЦР, начиная с 90-х годов, осуществлял широкую деятельность, направленную на популяризацию миротворческих идей, заложенных в Пакте Рериха. Достаточно вспомнить последний выставочный проект МЦР под названием «Пакт Рериха. История и современность», который с 2012 года по настоящее время прошел более чем в 20 странах мира, а также в штаб-квартирах ЮНЕСКО и ООН. В России выставки этого проекта прошли в 160 городах и продолжаются до сих пор. Этот проект МЦР получил самую высокую оценку от Генерального Секретаря ООН г-на Пан Ги Муна и Генерального Директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой.

В нижних залах Музея имени Н.К. Рериха постоянно проходили сменные выставки талантливых художников, выставки детского рисунка, фестивали народного творчества России и других стран. Музей постоянно проводил передвижные выставки картин Рерихов как в России, так и в других странах.

Сейчас ничего этого уже нет. В ночь с 28 на 29 апреля 2017 года руководство Государственного музея Востока (ГМВ) при поддержке силовых структур осуществило вероломный захват Международного Центра Рерихов (МЦР), усадьбы Лопухиных, которую МЦР и его общественный Музей занимали на основании решения правительства более 25 лет, всего имущества МЦР и даже личных вещей сотрудников. Так в истории современной России министерство культуры Российской Федерации, возглавляемое В. Мединским, которое должно было защитить Музей, осуществило его захват и уничтожение, как мы считаем.

Прекрасные залы прежде общественного Музея, вызывавшие восхищение у всех, кто там бывал, разгромлены. Усадьба Лопухиных – заповедник стремительно исчезающей в России общественной формы культуры – превратилась, по нашему мнению, в зону беззакония, где бессильны Конституция Российской Федерации и международное право. Руководители Министерства культуры и Музея Востока пошли по пути, считаем, преднамеренного искажения и подтасовки фактов в отношении условий передачи и местонахождения наследия Рерихов в России согласно волеизъявлению С.Н. Рериха, насильственных мер по захвату общественного Музея и дискредитации известной во всем мире Общественной организации «Международный Центр Рерихов».

Нынешнее руководство Министерства культуры разрушило общественный Музей имени Н.К.Рериха, и теперь стремится ликвидировать МЦР. Как известно, незаконная торговля музейными предметами является очень доходным преступным бизнесом, который, к сожалению, процветает и в России, как мы полагаем. Это доказывает, по нашему мнению, хищение и незаконная распродажа наследия Рерихов из московской квартиры Ю.Н. Рериха. А захват наследия из общественного Музея имени Н.К. Рериха, осуществленный без составления достоверных описей, может свидетельствовать о том, что чиновники из Минкульта, те, кто давал указания на захват и кто его осуществлял, не были заинтересованы в составлении описей изъятого наследия, как мы думаем.

Был разрушен не только Музей, но уничтожен колоссальный общественный труд сотен тысяч граждан как России, так и других стран, которые вложили свою любовь, труд и средства на Общее Благо, создавая без всякой государственной поддержки общественный Музей.

Почти четверть миллиона людей протестовали против такого беззакония и разграбления Музея имени Н.К. Рериха, подписав петицию в его защиту. Но представители правоохранительных органов и правительства РФ не услышали глас народа и ничего не сделали, чтобы пресечь, считаем, бесчинства чиновников Министерства культуры и ГМВ. Защитники общественного Музея имени Н.К. Рериха убеждены, что участники рейдерского захвата понесут все же когда-нибудь наказание за содеянное, наследие Рерихов будет спасено, и общественный Музей имени Н.К. Рериха вновь гостеприимно распахнет свои двери желанным посетителям. Как наказ пусть звучат слова Святолава Рериха: «Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта».

Так будем же, не смотря ни на какие препятствия и трудности жизни, всегда стремится ко всему прекрасному и светлому и помнить имена наших великих подвижников и творцов.

Елена КОСИЦЫНА.