Аналитическое агентство «Смыслография» и Коммуникационное агентство «АГТ» в третий раз провели исследование присутствия сказочных новогодних персонажей в российских федеральных и региональных СМИ.
По итогам 2018 года лидерство сохраняют Дед Мороз из Великого Устюга (216 тыс. в 2018 году, 194 тыс. в 2017 году) и Снегурочка из Костромы (111 тыс. в 2018 году, 102 тыс. в 2017 году).
Если сравнивать самого популярного российского сказочного персонажа с зарубежными коллегами, становится заметно, что «экспансия» зарубежных волшебников в российское медиаполе заметно уменьшилась лишь в случае с Санта-Клаусом. Если в прошлом году Санту упомянули в 18 тыс. публикаций, то в 2018 году их количество приблизилось к 15,5 тыс. О белорусском Дзеде Марозе пишут с завидным постоянством (250 в 2018 году и 256 в 2017 году), а материалов о финском Йолупукки стало на 37% больше по сравнению с прошлым годом (515 в 2018 году и 377 в 2017 году).
Также небольшой прирост упоминаний продемонстрировали и другие традиционные лидеры рейтинга топ-5 российских новогодних персонажей:
Кыш Бабай (2 057 в 2018 году; 1 932 в 2017 году);
Тол Бабай (1 571 в 2018 году; 1 401 в 2017 году);
Паккайне (1 293 в 2018 году; 1 130 в 2017 году).
Всего же двадцатка наиболее медийных новогодних сказочных персонажей выглядит следующим образом:
№ |
Персонаж |
Количество материалов |
1 |
ДЕД МОРОЗ |
216 003 |
2 |
СНЕГУРОЧКА (Кострома) |
110 855 |
3 |
КЫШ БАБАЙ |
2 057 |
4 |
ТОЛ БАБАЙ (Удмуртия) |
1 571 |
5 |
ПАККАЙНЕ (Карелия) |
1 293 |
6 |
ЧЫСХААН (Якутия) |
1 059 |
7 |
ТАЛВИ УККО (Карелия) |
930 |
8 |
БАЙКАЛЬСКИЙ ДЕД МОРО |
575 |
9 |
КАР КЫЗЫ |
547 |
10 |
ХЁЛ МУЧИ (Чувашия) |
539 |
11 |
САГААН УБУГУН (Бурятия) |
522 |
12 |
ЯМАЛ ИРИ (ЯНАО) |
515 |
13 |
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СНЕГОВИК |
359 |
14 |
УРАЛ МОРОЗ |
335 |
15 |
ЛАПЛАНДСКИЙ ДЕД МОРОЗ |
285 |
16 |
ДЕВИЦА МЕТЕЛИЦА |
267 |
17 |
ЙУШТО КУГЫЗА (Марий Эл) |
233 |
18 |
ДЕД ТРЕСКУН |
209 |
19 |
СООК ИРЕЙ (Тыва) |
201 |
20 |
МОРОЗ ВОЕВОДА |
201 |
Популярность сказочных персонажей с каждым годом растет все интенсивнее. Новогодние праздники – самое светлое время в году, так считают не только дети, но и взрослые. Однако, как отмечают аналитики Смыслографии, зимние волшебники не спешат отправляться в отпуск после новогодней суматохи. В течение всего года они посещают с визитами резиденции и вотчины друг друга, встречаются с зарубежными коллегами, участвуют в фестивалях и праздниках. В юбилейный, десятый раз в Рыбинске прошло «НаШествие Дедов Морозов», а в Ханты-Мансийске, получившем статус Новогодней столицы 2018-2019, состоялся Всероссийский Съезд Дедов Морозов и Снегурочек. На медийную популярность не может не оказывать влияния и размах, с которым новогодние волшебники отмечают дни рождения – Снегурочка, например, пригласила гостей на весенний бал по случаю своего дня рождения, а в подарок получила собственный «паспорт Золотого кольца».
В десятку также вошли Кар Кызы и Хёл Мучи, занимавшие годом ранее 11 и 12 места соответственно. Кар Кызы совместно с Кыш Бабаем в июне посетила казанский городской пресс-центр чемпионата мира по футболу. В то же время на рост популярности чувашского Хёл Мучи оказало влияние то, что маршрут «В гости к Хёл Мучи» получил гран-при Всероссийской туристской премии «Маршрут года» как лучшее детское туристическое событие.
Наталия Белякова, доцент НИУ ВШЭ, партнер Центра территориального маркетинга результатом рейтинга не удивлена: «Рейтинг новогодних персонажей 2018 года как будто лишен сенсаций. В топе очевидных подъемов и падений нет, разве что карельский Талви Укко и якутский Чысхаан рокировались. Налицо эффект плато — расстановка волшебных сил определилась, и внешне все довольно стабильно.
Однако при взгляде на абсолютные показатели очевидно, что судьбы отечественных новогодних персонажей в принципе стали интересовать российские СМИ больше. Число публикаций о Деде Морозе (собирательный образ, не ограниченный Великим Устюгом) возросло на 20 тысяч! Кажется, Санта начинает сдавать позиции на 1/6 части суши: в прошлом году ему посвятили на 3 тысячи меньше материалов, чем в 2017.
Самые медийные новогодние персонажи имеют успешные зимние резиденции с годовым циклом активностей (включая весенне-летний сезон), то есть выступают ньюсмейкерами постоянно. Можно прогнозировать продолжение старых и появление новых конфликтов на почве владения и использования сказочного бренда — как показывает практика, герои новогоднего фольклора слабо защищены от посягательств на их имя».
Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ, отметил общий медийный подъем региональных снегурочек: «Костромская Снегурочка стала медиапопулярнее на 10%. Татарстанская Кар Кызы в этом году вошла в топ-10. Укрепили свои позиции Юр Пике, Лымы Ныл, внучка Лумудыр, Лумикки и Девица Метелица. Так что теперь обмениваться опытом интересных событий могут не только Деды Морозы, но и Снегурочки. Непонятно, почему за продвижение своих новогодних персонажей не возьмется Воронеж. Ведь именно воронежская студия Wizart создала новую полнометражную «Снежную королеву». Вышло уже четыре мультфильма, и они пользуются достаточной популярностью, причем, не только в России. Это «золотая жила» для раскрутки сказочных героев мультфильма. При правильно спроектированном новогоднем «подходе», регион смог бы быстро войти в топ-10 новогодних маркетинговых проектов страны».