Аналитическое агентство «Смыслография» и Коммуникационное агентство «АГТ» в третий раз провели исследование присутствия сказочных новогодних персонажей в российских федеральных и региональных СМИ.

Инфографика - Рейтинг новогодних персонажей.jpg

По итогам 2018 года лидерство сохраняют Дед Мороз из Великого Устюга (216 тыс. в 2018 году, 194 тыс. в 2017 году) и Снегурочка из Костромы (111 тыс. в 2018 году, 102 тыс. в 2017 году).

Если сравнивать самого популярного российского сказочного персонажа с зарубежными коллегами, становится заметно, что «экспансия» зарубежных волшебников в российское медиаполе заметно уменьшилась лишь в случае с Санта-Клаусом. Если в прошлом году Санту упомянули в 18 тыс. публикаций, то в 2018 году их количество приблизилось к 15,5 тыс. О белорусском Дзеде Марозе пишут с завидным постоянством (250 в 2018 году и 256 в 2017 году), а материалов о финском Йолупукки стало на 37% больше по сравнению с прошлым годом (515 в 2018 году и 377 в 2017 году).

Также небольшой прирост упоминаний продемонстрировали и другие традиционные лидеры рейтинга топ-5 российских новогодних персонажей:

Кыш Бабай (2 057 в 2018 году; 1 932 в 2017 году);

Тол Бабай (1 571 в 2018 году; 1 401 в 2017 году);

Паккайне (1 293 в 2018 году; 1 130 в 2017 году).

Всего же двадцатка наиболее медийных новогодних сказочных персонажей выглядит следующим образом:


Персонаж

Количество материалов
в СМИ РФ в 2018 г.

1

ДЕД МОРОЗ

216 003

2

СНЕГУРОЧКА (Кострома)

110 855

3

КЫШ БАБАЙ
(Татарстан, Башкортостан)

2 057

4

ТОЛ БАБАЙ (Удмуртия)

1 571

5

ПАККАЙНЕ (Карелия)

1 293

6

ЧЫСХААН (Якутия)

1 059

7

ТАЛВИ УККО (Карелия)

930

8

БАЙКАЛЬСКИЙ ДЕД МОРО
(Иркутская область)

575

9

КАР КЫЗЫ
(Татарстан, Башкортостан)

547

10

ХЁЛ МУЧИ (Чувашия)

539

11

САГААН УБУГУН (Бурятия)

522

12

ЯМАЛ ИРИ (ЯНАО)

515

13

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СНЕГОВИК

359

14

УРАЛ МОРОЗ

335

15

ЛАПЛАНДСКИЙ ДЕД МОРОЗ
(Мурманская область)

285

16

ДЕВИЦА МЕТЕЛИЦА
(Вятские Поляны)

267

17

ЙУШТО КУГЫЗА (Марий Эл)

233

18

ДЕД ТРЕСКУН
(Новгородская область)

209

19

СООК ИРЕЙ (Тыва)

201

20

МОРОЗ ВОЕВОДА
(Ярославская область)

201

 

Популярность сказочных персонажей с каждым годом растет все интенсивнее. Новогодние праздники – самое светлое время в году, так считают не только дети, но и взрослые. Однако, как отмечают аналитики Смыслографии, зимние волшебники не спешат отправляться в отпуск после новогодней суматохи. В течение всего года они посещают с визитами резиденции и вотчины друг друга, встречаются с зарубежными коллегами, участвуют в фестивалях и праздниках. В юбилейный, десятый раз в Рыбинске прошло «НаШествие Дедов Морозов», а в Ханты-Мансийске, получившем статус Новогодней столицы 2018-2019, состоялся Всероссийский Съезд Дедов Морозов и Снегурочек. На медийную популярность не может не оказывать влияния и размах, с которым новогодние волшебники отмечают дни рождения – Снегурочка, например, пригласила гостей на весенний бал по случаю своего дня рождения, а в подарок получила собственный «паспорт Золотого кольца».

В десятку также вошли Кар Кызы и Хёл Мучи, занимавшие годом ранее 11 и 12 места соответственно. Кар Кызы совместно с Кыш Бабаем в июне посетила казанский городской пресс-центр чемпионата мира по футболу. В то же время на рост популярности чувашского Хёл Мучи оказало влияние то, что маршрут «В гости к Хёл Мучи» получил гран-при Всероссийской туристской премии «Маршрут года» как лучшее детское туристическое событие.

Наталия Белякова, доцент НИУ ВШЭ, партнер Центра территориального маркетинга результатом рейтинга не удивлена: «Рейтинг новогодних персонажей 2018 года как будто лишен сенсаций. В топе очевидных подъемов и падений нет, разве что карельский Талви Укко и якутский Чысхаан рокировались. Налицо эффект плато — расстановка волшебных сил определилась, и внешне все довольно стабильно.

Однако при взгляде на абсолютные показатели очевидно, что судьбы отечественных новогодних персонажей в принципе стали интересовать российские СМИ больше. Число публикаций о Деде Морозе (собирательный образ, не ограниченный Великим Устюгом) возросло на 20 тысяч! Кажется, Санта начинает сдавать позиции на 1/6 части суши: в прошлом году ему посвятили на 3 тысячи меньше материалов, чем в 2017.

Самые медийные новогодние персонажи имеют успешные зимние резиденции с годовым циклом активностей (включая весенне-летний сезон), то есть выступают ньюсмейкерами постоянно. Можно прогнозировать продолжение старых и появление новых конфликтов на почве владения и использования сказочного бренда — как показывает практика, герои новогоднего фольклора слабо защищены от посягательств на их имя».

Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ, отметил общий медийный подъем региональных снегурочек: «Костромская Снегурочка стала медиапопулярнее на 10%. Татарстанская Кар Кызы в этом году вошла в топ-10. Укрепили свои позиции Юр Пике, Лымы Ныл, внучка Лумудыр, Лумикки и Девица Метелица. Так что теперь обмениваться опытом интересных событий могут не только Деды Морозы, но и Снегурочки. Непонятно, почему за продвижение своих новогодних персонажей не возьмется Воронеж. Ведь именно воронежская студия Wizart создала новую полнометражную «Снежную королеву». Вышло уже четыре мультфильма, и они пользуются достаточной популярностью, причем, не только в России. Это «золотая жила» для раскрутки сказочных героев мультфильма. При правильно спроектированном новогоднем «подходе», регион смог бы быстро войти в топ-10 новогодних маркетинговых проектов страны».