Две студентки из Санкт-Петербурга на каникулах автостопом путешествуют по Европе.
Черногория 04.07-17.07
По традиции мы выехали на следующий день после последнего экзамена. Ехали нонстопом, довольно быстро и уверено, пока в Жешуве (южная Польша) наc ни пригласил в гости двадцатитрёхлетний водитель по имени Камил. Когда мы пришли к нему домой, его соседка сделала большие радостные глаза и ближайшие два часа только и делала, что шутила, о том, что Камил наконец-то привел домой девушку (даже двух!). Мы выпили какой-то крафтовой настойки, поболтали и завалились спать.
Дальше было несколько новых стран: Словакию мы проспали, в Венгрии были затемно, поэтому ничего не увидели, зато Сербия с первых километров показалась родной, знакомой, но при этом полной разных интересностей вокруг. Было ощущение, будто мы попали в какую-то альтернативную русскую реальность. Сербия ласково, нежно и неумолимо влюбляла в себя зелеными волнами холмов, открытыми счастливыми людьми и постапокалиптическими индустриальными пейзажами.
Проехав половину этой замечательной страны, мы оказались в городке Валево. Мы шли через город на трассу под проливным дождем, когда увидели, что все бары заполнены возбужденными болельщиками. Оказалось, несколько минут назад начался матч Россия - Хорватия.
За весь чемпионат я осознано не посмотрела ни одной игры, но в путешествии всё выглядит как-то более привлекательно и интересно, поэтому я заходила в каждый бар и спрашивала счет. Болельщики недоуменно смотрели на мой рюкзак и весело отвечали: «зироу-зироу».
Спустя три бара мне стало интересно, за кого же они болеют. Недолго думая я забежала в следующий бар и крикнула: «Россия!», на что мне ответили тем же возгласом, только в пять раз громче. Сейчас мне кажется это очевидным, потому что о сложных отношениях между Сербами и Хорватами нам говорил не один водитель, но тогда такая уверенная поддержка нашей команды меня удивила.
Наконец мы вышли из города и очень быстро застопили женщину, которая предложила нам ужин, тепло и совместный просмотр матча. Конечно же, мы согласились. Оказалось, Редика уже много лет подряд вписывает путешественников со всего света. Каучсерфингом она не пользуется, гостей находит спонтанно – просто подбирает на трассе по пути домой.
У Редики двое сыновей (9 и 13 лет), так что мы смотрели игру довольно большой и шумной компанией. Забавно то, что сербская часть болела за Россию в несколько раз активнее русской. Каждый опасный для наших момент сопровождался эмоциональными комментариями, о голах в наши ворота я вообще молчу. Когда дело дошло до пенальти, стало очень жарко. Мальчики с бешеной скоростью носились по всему дому, а Редика курила сигарету за сигаретой, закрывала глаза на каждый удар, а потом с надеждой спрашивала: «отразил?» или что-то в этом роде.
Поражение очень расстроило Редику (и немного нас с Яной, потому что Редика нам очень нравилась). Чтобы объяснить нам, почему ей так грустно, она провела нам двухчасовой экскурс в историю стран бывшей Югославии. В этой истории было всё – и древние разногласия с Хорватами, и бомбежки Сербии Евросоюзом, и героический спаситель Путин, и отказ Сербии от вступления в ЕС, и расисты-бельгийцы. Некоторые изложенные факты глубоко поразили меня. Короче, это был очень интересный ракурс, взгляд на политический мир с условной третьей стороны, о которой я даже никогда не задумывалась.
Наутро, горячо поблагодарив Редику, мы отправились дальше. До Черногории оставалось всего 400 км, поэтому вечером того же дня мы наслаждались черногорскими красотами на знаменитом мосту через реку Тара. Тем же вечером в темноте мы успели поймать счастливую машину прямо до Боко-Которского залива, где собирались остановиться на несколько дней.
Переночевав в палатке на заливе, утром отправились в кемпинг в Тивате. Называется он Bova, находится в 30 секундах от пляжа. Из условий – туалет, холодный душ, места под палатку, сносный вайфай, холодильник. Платили 10 евро в сутки за двоих. В этом кемпинге нам впервые поведали о главном трабле всех туристов в Черногории – туристическом регистрационном налоге.
На самом деле, я преувеличиваю, ничего в этом страшного нет, просто это нужно иметь в виду, если отправляешься туда. Когда приезжаешь в Черногорию больше чем на 24 часа и ночуешь не в отелях и хостелах (там эту регистрацию включают в цену и делают автоматически), нужно самостоятельно сделать регистрацию туриста. Стоит она в разных местах по-разному – у моря 90 центов за сутки, в горах 60 центов за сутки. Её можно сделать на почте, в кемпинге и в других подобных заведениях. Регистрация должна быть сделана на всё время нахождения в стране. Но, по идее, можно сказать, что останавливался где-нибудь непонятно где в национальном парке в палатке на пару дней, если регистрация не покрывает часть дней. При выезде из страны наличие регистрации могут проверить и дать штраф в случае ее отсутствия.
Спойлер: мы сделали регистрацию только на последние два дня и даже немного волновались, но прикол в том, что нам даже штампы о выезде в паспорта не поставили. Пограничник просто махнул рукой, видимо был занят более важными делами. Но я считаю, что эту регистрацию в любом случае нужно иметь в виду.
Обосновавшись в кемпинге и вдоволь накупавшись, мы отправились на поиски рынка, чтобы купить фруктов и домашнего вина (щедрый продавец так активно наливал нам на пробу, что мы вышли с рынка в немного измененном состоянии сознания). В тот вечер я наблюдала один из самых прекрасных закатов в моей жизни.
На следующий день мы отправились гулять по холмам залива. Самое жирное на мой взгляд преимущество кемпингов – возможность оставить рюкзаки и устроить лёгкий трекинг (или в туристонародии – радиалку). За 30 км мы встретили четырёх змей, трёх черепах, пять салатовых ящериц размером с мою руку и очень много гигантских летающих жуков, которые почему-то пугали нас больше всего. Прогулка была замечательная, мы кайфовали от отсутствия рюкзаков, наличия новых трекинговых палок и конечно же бомбических видов Боко-Которского залива сверху.
Вечером в кемпинге мы заметили новую палатку рядом с нашей. Через некоторое время из неё вылез Кирилл – двадцатипятилетний учитель истории из Питера. И тут наш спокойный и размеренный вечер покатился по склону полуночных разговоров о педагогической деятельности и не только.
На следующий день мы гуляли по Котору уже втроем. Кирилл оказался отличным парнем, правда, единственная проблема была в том, что он только что побывал в горах в национальном парке «Дурмитор» (место, о котором я давно мечтала) и очень советовал нам туда поехать. А мы с Янкой еще дома твёрдо решили, что это поездка будет довольно матрацническая, и мы не будем соваться даже в хоть немного высокие горы. Всё дело было в наших ногах (её связки на колене и мой голеностоп), которые пока не чувствовали себя очень уверенно. Но учитель истории оказался слишком красноречив, поэтому уже на следующий день мы ехали в горы
Кирилл подсказал нам кемпинг Ivan Do, который находится прямо в национальном парке. Там мы и остановились. Этот кемпинг был гораздо лучше предыдущего: тут и тёплый душ, и 6 евро в сутки на двоих, и гораздо веселее. Народу там было действительно много. Большинство – веселые, молодые, энергичные и тусовочные, так что еще до того, как мы поставили палатку, я успела найти нам с Яной нового двадцатипятилетнего товарища. Это был Ник из Германии, с ним мы и тусили всё остальное время. Ник ехал на велосипеде из Германии в Грецию, на тот момент он был уже полтора месяца в пути. Мы угостили его гречкой (он сказал, что это вкусно, и что-то подобное он уже где-то пробовал).
Пока мы втроём болтали обо всём на свете, к нам подошел какой-то мужик и начал вслушиваться в разговор. Услышав русское слово, которые иногда произносил Ник (он учил русский в универе), мужик сразу обрадовался и заговорил с нами по-русски. Это был тоже Кирилл из Питера, но постарше предыдущего. Он путешествовал на машине один, поэтому очень обрадовался русской компании, и на радостях съездил до магазина за вином, сыром и другими ништяками.
Было здорово сидеть вчетвером, но чего-то не хватало. Я поняла, чего, когда услышала приятные звуки аккордов, раздававшихся неподалёку. Было решено внедриться в группу немцев, певших под гитару. Мы аккуратно подсели к ним, попросив послушать. Пели два парня – вместе и по отдельности, на два голоса и в унисон, но всегда что-то душевное и цепляющее.
Спустя час я решила, что пора действовать, и попросила тоже кое-что спеть. А дальше – всё как в тумане, гитара, вино, еда, разговоры и комплименты закружились в хороводе, празднуя чудесную летнюю ночь. Вокруг нас на безопасном расстоянии собрались люди, наверное, боялись, что их тоже закружит и унесет в эту музыкальную вакханалию...
Потом все пошли смотреть на звёзды на озеро. Пока все лежали на пляже, Янка затащила меня купаться. Было смешно ловить непонимающие взгляды и фразы типа «ох уж эти русские девушки, купаться на высоте 1,5 км ночью». Не знаю, как им объяснить, что звёзды из воды гораздо красивее!
Вернувшись в кемпинг, Янка завалилась спать, а я решила сходить к костру погреться и выплеснуть свой бесконечный поток экстраверсии еще на кого-нибудь. К моей радости, там оказалотались шесть бельгийских скаутов. Следующие три часа мы без умолку болтали, и я так расстрогалась, что подарила одному из них свою хобу (у них в «развитой европе», оказывается, нету этого величайшего изобретения человечества!).
На следующий день мы с Янкой и Ником сходили на Боботов Кук (2523м) – самую высокую точку Черногории. Погода была отличная, ноги у нас не сломались, а Дурмитор оказался одним из самых красивых национальных парков, в которых я когда-либо была.
Уезжать было очень грустно. Трип казался насыщенным, но коротким и как будто незавершенным. Но пришлось заставить себя сделать это, потому что впереди меня ждала Норвегия.
Дарья Павлова.
На фото Яна, Даша и Ник. Фото из архива автора.