На сцене Академического театра им. М .Горького премьера спектакля «Сергей Есенин. Исповедь».
Накануне в театре прошла пресс-конференция, где художественный руководитель, режиссер-постановщик, Народный артист России Ефим Звеняцкий представил творческий состав спектакля, назвав всех украшением театра.
Автор сценария: Роман Беккулов, режиссер: Вадим Данцигер (г. Москва), художник-сценограф: лауреат премии «Золотая маска» Владимир Колтунов (г. Москва), художник по костюмам: Андрей Климов (г. Москва).
В спектакле заняты:
Народные артисты России: А. Славский, В. Сергияков;
Заслуженные артисты России: Л. Белоброва, Е. Вейгель, С. Миллер, Н. Тимошенко;
артисты: В. Брюханова, В. Запорожец, С. Лисинчук, Н. Овчинникова, Н. Крюкова, А. Аубекерова, К. Суворин, Б. Белебезьев, Д. Неделько, М. Клушин, Е. Пономаренко, Я. Янковский, Л. Смагин, О. Налитова; дети: Марк Марченко, Ксения Денисова, дети школы-студии А. Дункан, учащиеся хореографического отделения школы искусств № 6 г. Владивостока.
Действие разворачивается в 20-е годы ХХ века - последние годы жизни поэта. Множество стихов Сергея Александровича и реальных людей из его окружения переплетаются с вымышленными ситуациями и персонажами, а иногда и мистическими сюжетными линиями.
В спектакле помимо главного героя мы встретим и красавицу Айседору Дункан, и верную Галину Бениславскую, и поэтов Анатолия Мариенгофа с Зинаидой Райх, и чекиста Блюмкина, и многих других, знакомых нам по истории людей. Мы станем свидетелями поэтической дуэли между Есениным и Маяковским. В данном случае - имена настоящие, и истории настоящие, лишь слегка приправленные художественным вымыслом.
Первым взял слово Ефим Семенович, в свойственной ему манере, с юмором, и долей самокритики: «Говорил долго, не придумывая ничего, но крайне искренне. Вадим Данцигер, кстати, он, теперь, не приглашенный, а штатный режиссер нашего театра, ну и спектакль о Есенине ставлю я».
Цель создателей спектакля — вернуть поэтический театр: «Для того, чтобы мы не были неучами. Не были невежественными людьми».
«Сергея Есенина вы читали все, за исключением уже совсем молодых людей. Сегодня это Сергей Есенин, говорю об этом волнительно, не ерничаю перед вами, потому что стало это необходимостью, это стало потребностью - встреча с поэзией.
Когда-то гениального, потом, в советское время, отодвинутого в связи с его кончиной, и сегодня по-прежнему любимого целым поколением людей кому за 40, которые росли и взрослели с ним. Мы пытались окружить его и зрительским интересом, ведь Есенина знали и пьющего, и любящего женщин.
Хочу обратить внимание на то, что ни одного живого человека, лично знавшего Есенина, в живых не осталось, и они не своей смертью умерли, а ведь времени прошло не так и много». - сказал режиссер-постановщик.
Спектакль «Сергей Есенин. Исповедь» — художественный вымысел, основанный на моментах биографии и ни в коем случае не претендующий на документальное произведение. Перед тем как написать сценарий Роман Беккулов изучил массу документов и различных свидетельств, получилась выдуманная сюжетная линия с реальными персонажами, все совпадения – чистая случайность.
- Внутренние убеждения по поводу Есенина у меня всегда были спорными, - рассказал автор сценария, - Я никогда не хотел связывать гибель поэта с полицией.
Прежде всего, я должен был для себя расставить все точки над «и», понять для себя, а как у молодого человека получались такие стихи, которые читал весь народ. Я, как человек пишущий, понимаю как это дается, и больше оправдываю жизнь Есенина, чем его поведение. Изначально в спектакле по сценарию было больше мистики, но спас ситуацию Ефим Семенович, и всей команде она стала более понятна, более пронзительна для широкой аудитории. И да, я разобрался для себя».
Айседору Дункан будут играть по очереди Лариса Белоброва и Валерия Запорожец. Роль Сергея Есенина исполняет актёр Валентин Запорожец. Для того, чтобы лучше вжиться в образ, актер пересмотрел множество фильмов о Есенине и даже вслушивался в голос поэта, пытаясь запомнить интонации и понять его.
- Моя стыковка с образом Есенина еще не произошла, она происходит - рассказал исполнитель главной роли. Впереди еще несколько репетиций, прогонов. С каждым разом для себя находишь что-то новое. Все фильмы и свидетельства об Есенине противоречивые. Одни пишут, что он был постоянно в пьяном угаре, другие - что он успевал еще работать - писать. На самом деле самое главное, что он был и что после него осталось».
Проект «Сергей Есенин. Исповедь» - попытка разобраться в последних днях жизни великого поэта. С полным правом можно сказать, что Сергей Есеснин - легенда русской поэзии. И спектакль - один из вариантов этой спорной, неоднозначной, но захватывающей и трогательной истории, «самого русского поэта».
«Чертовски талантлив!»
«Есенин, может быть, самый русский поэт» - писал Евгений Евтушенко. - ибо ничья другая поэзия настолько не происходила из шелеста берез, из мягкого стука дождевых капель о соломенные крыши крестьянских изб, из ржания коней на затуманенных утренних лугах, из побрякивания колокольцев на шеях коров, из покачивания ромашек и васильков, из песен на околицах. Стихи Есенина будто не написаны пером, а выдышаны самой русской природой.
Его стихи, рожденные фольклором, постепенно сами превратились в фольклор. Пришедший из рязанского села в петроградские литературные салоны, Есенин в салонного поэта не превратился, и цилиндром, снятым с золотой головы после ночной пирушки, как будто ловил невидимых кузнечиков с полей своего крестьянского детства. Страшась исчезновения милого его сердцу патриархального уклада, он называл себя «последним поэтом деревни».
Есенин воспевал революцию, но иногда, по собственному признанию, не понимая, «куда несет нас рок событий», опускался в трюм кабака накреняющегося от бурь корабля революции.
Его поэзия порой была как растерявшийся жеребенок перед огнедышащим паровозом индустриализации. Есенина пронизывал страх стать «иностранцем» в своей собственной стране, но его опасения были напрасны. Национальные корни его поэзии были настолько глубоки, что тянулись за ним за моря-океаны во время его странствий, не отпуская, как родное блуждающее дерево.
Не случайно он сам себя ощущал неотъемлемой частью русской природы - «как дерево роняет грустно листья, так я роняю грустные слова», а природу ощущал одним из воплощений себя самого, чувствуя себя то заледенелым кленом, то рыжим месяцем.
Чувство родной земли перерастало у Есенина в чувство бескрайней звездной Вселенной, которую он тоже очеловечивал, одомашнивал: «Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег».
Есенин, может быть, самый русский поэт и потому, что, пожалуй, ни в ком другом не было такой беззащитной исповедальности, хотя она иногда и прикрывалась буйством. Все его чувства, мысли, метания пульсировали с такой очевидностью, как голубые жилки под кожей, настолько нежнейше прозрачной, что она казалась несуществующей. Человеком, который написал «и зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове», мог быть только Есенин.
И был действительно «цветком неповторимым» нашей поэзии. Не будучи риторическим гражданским поэтом, он дал пример высочайшего личного мужества в «Черном человеке» и во многих других стихах, когда шлепнул на стол истории свое дымящееся сердце, содрогающееся в конвульсиях, в комках кровавой слизи, настоящее живое сердце, непохожее на то сердце, которое превращают в червовый козырный туз ловкие поэтические картежники. Он повесился, написав кровью последнее стихотворение. По другим версиям — был убит».
Сергей Есенин, в последние годы жизни, был уже не тем, кто радовался природе, по большей части его захватила «Москва кабацкая», где он пьянствовал, буянил, распутничал. Он прошел путь от деревенского мальчика-херувима до самого известного дебошира и матершинника России. На выступлениях голубоглазого пастушка, читавшего что-то о простых радостях сельской жизни, девушки хором визжали: «Душка Есенин!»
Того, раннего Есенина Маяковский называл «декоративным мужиком», слишком слащавым, неискренним, а его стихи — «ожившим лампадным маслом».
Но «лапти да петушки-гребешки» недолго занимали поэта. Да и ангельского в нем осталось немного: он писал похабные стихи на стене Страстного монастыря и, расщепив икону, мог топить ею самовар, запросто мог и прикурить от лампадки.
Его поведение неизменно находили вызывающим, эпатажным, шокирующим. Его стихи — особая страница русской поэзии. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных направлений начала ХХ века, он — сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку.
Наверное, поэтому поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным: ее либо обожают, либо отказываются принимать и понимать.
В начале 20-х годов Есенин вел праздную жизнь: пил, скандалил в кабаках, легко относился к случайным связям, пока не встретил ее — известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. Дункан была старше поэта на 18 лет, не знала русского языка, а Есенин не говорил по-английски. Они поженились через полгода после знакомства. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию — Дункан-Есенин. Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. «Теперь я — Дункан», — кричал Есенин, когда они вышли на улицу.
Эта страница жизни Сергея Есенина — самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь, но в итоге так и не смогли преодолеть «взаимонепонимание». Именно этой страсти посвящено стихотворение «Сыпь, гармоника! Скука… Скука…».
Айседора трагически погибла спустя два года после смерти Есенина, удушившись собственным шарфом.
Миф о взаимной ненависти Сергея Есенина и Владимира Маяковского — один из самых известных в истории литературных течений ХХ века. Поэты действительно были непримиримыми идейными оппонентами и в публичных выступлениях были готовы бесконечно поливать друг друга грязью.
Однако это не означает, что один из них недооценивал силу таланта другого. Современники подтверждают, что Есенин понимал значение творчества Маяковского и выделял его из всех футуристов: «Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся». Поэт неоднократно читал отрывки из стихов Маяковского, — в частности, ему нравились стихотворения о войне «Мама и убитый немцами вечер» и «Война объявлена».
В свою очередь, Маяковский также был высокого мнения о Есенине, хотя и скрывал это со всевозможной тщательностью. Известный мемуарист М.Ройзман вспоминает, что однажды, придя на прием к редактору «Нового мира», «сидел в приемной и слышал, как в секретариате Маяковский громко хвалил стихи Есенина, а в заключение сказал: „Смотрите, Есенину ни слова о том, что я говорил“». Оценка, которую Маяковский дал Есенину, была однозначной: «Чертовски талантлив!»
О себе Есенин очень точно подметил: «Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист». Это утверждение соответствовало действительности, так как поэт в пьяном угаре любил развлекать публику сочинениями весьма скабрезного содержания. По воспоминаниям очевидцев, Есенин практически никогда не записывал матерные стихи, они рождались у него спонтанно и тут же забывались.
Подобных сиюминутных стихов у Есенина было довольно много. Например, его авторству приписывают стихотворение «Не тужи, дорогой, и не ахай», в котором поэт призывает своих врагов пойти по всем известному адресу, упреждая их желание послать самого Есенина куда подальше.
28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…», — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.
Тайна гибели поэта до сих пор остается неразгаданной. Официальной общепринятой версией является самоубийство, однако существует предположение, что на самом деле Есенин был убит из политических соображений, а суицид стал лишь инсценировкой.
И все-таки Есенин — не трагический поэт. Его стихи — гимн жизни во всех ее проявлениях. Гимн жизни непредсказуемой, трудной, полной разочарований, но по-прежнему прекрасной. Это гимн хулигана и скандалиста, вечного мальчишки и великого мудреца.( fresher.ru)
О планах на сегодня и завтра
Как рассказал художественный руководитель Ефим Звеняцкий, в конце января 2019 года театр ждет реконструкция. Но до этого, осенью, к 80-летию края, будет выпущен спектакль «Фрегат «София». В планах поставить спектакль «Фрегат «Паллада», пьесу уже пишет Елена Исаева, создавшая для театра «Эдит и её демоны». Как сказал Ефим Семенович, в репертуаре театра уже есть «Крейсера», логично, что должна быть создана трилогия: «Крейсера», «Фрегат «София», «Фрегат «Паллада».
В задумках и постановках истории об Элеоноре Прей - рабочее название будущего спектакля «Любовь Элеоноры Прей».
Также было озвучено, что не ясна судьба театра на период реконструкции, сейчас подыскивают зал, чтобы продолжать репетиции, идут переговоры о возможных гастролях.
«Нас зовут и в Неаполь, и в Норвегию, и в Гонконг, и в США, – сказал Ефим Звеняцкий. – Предложений масса, вопрос в том, где найти деньги хотя бы на одну поездку».
Вероника МАЛИНИНА
Фото автора и 900igr.net (Сергей Есенин)