Перевоплощение. Реинкарнация
В этом понятии зашифрована способность человека жить вечно, когда его бессмертная душа раз за разом сбрасывает износившуюся старую оболочку-тело, а затем облекается в новую «одежду из кожи», как говорится в Библии.
Вот случай, потрясший Индию зимой 1935-1936 годов. Его подробно описала в своих письмах друзьям в Америке и Европе философ и общественный деятель Елена Рерих, когда семья Рерихов жила в Индии. Детальное описание этого происшествия, получившего название «случай Шанти Дэви», также находим в книге «Путь белых облаков» философа и художника Эрнста Гоффмана, европейца, ставшего буддистом и известного миру под именем Ламы Анагирика Говинды.
Маленькая девочка Шанти Дэви, жившая в Дели со своими родителями, настойчиво утверждала, что она замужем, а ее муж и сын находятся в Муттре – городке, расположенном в восьмидесяти километрах от столицы Индии. Никто не обращал внимания на ее слова, считали, что это детская фантазия. Но когда ей исполнилось восемь лет, брат ее деда, профессор Кисчен Чанд, решил проверить и установил истинность этих «фантазий». Он пригласил в Дели Кедартат Чаубея, бывшего мужа девочки, вместе с его второй женой и сыном.
Шанти не предупредили, но когда она вошла в комнату, где сидели необычные гости, сразу же узнала и мужа и сына. Она обняла мальчика, называя его теми ласковыми прозвищами, которые так хорошо помнил ее прежний муж, и у него развеялись последние сомнения. Она также напомнила ему о маленьких интимных подробностях, известных только обоим.
Для большей убедительности девочку повезли в Мутту и попросили показать дорогу к прежнему дому. Она сразу уверенно нашла путь к нему среди множества запутанных улочек. Потом Шанти показала дом своей бывшей матери. «В саду раньше был колодец, — воскликнула она, — куда же он делся?» и показала его место. Колодец, оказывается, закопали. Воспоминания девочки подтверждались во всех подробностях.
Подобные случаи, когда дети и взрослые вспоминают о своих прошлых воплощениях, не единичны. Американский ученый-психиатр Ян Стивенсон заинтересовался вопросом перевоплощения, указывающего на бессмертие души человека, и решил посвятить ему свои научные изыскания. Они дали настолько поразительные результаты, что знаменитый миллионер Честер Карлсон, изобретатель машины «ксерокс», выразил желание финансировать расходы и поездки ученого.
Хотя коллеги Стивенсона с подозрением косились на его труды и начинали крутить пальцем у виска.
Идея «блуждающих душ» провела Яна Стивенсона по пыльным дорогам Индии, Шри-Ланки, Южной Америки, Ливана, Южной Африки и других стран «третьего мира». Книга Стивенсона «Дети, помнящие предыдущие жизни» мгновенно стала бестселлером и помогла ученому обрести много последователей по всему миру, в том числе в России.
Например, Наталья Демина, кандидат мед. наук, психотерапевт, утверждает: «Я как современный ученый, имеющий ранг Российской Академии наук, могу заявить совершенно откровенно, что прошлая жизнь существует».
Что подтолкнуло Стивенсона заняться вопросом «блуждающих душ»?
Будучи главным психиатром госпиталя при университете, ясно видел – многие случаи душевных расстройств, в том числе раздвоение личности и мания величия, не укладываются в «прокрустово ложе» ортодоксальной психиатрии. Парапсихология – наука, поставившая перед собой цель изучить такие необычные явления, как телепатия, левитация, реинкарнация и др. Вот туда и устремился Ян Стивенсон в попытках найти ответ на волновавшие его вопросы.
Истории людей, которые помнят прошлые жизни, накрыли его с головой.
Рассказывает Игорь Салынцев, врач-психиатр, президент Всероссийского общества гипнологов:
– Я на некоторых сеансах, погружая пациента в глубокий транс, внушал те времена и годы, когда этот человек не жил. Например, говорил:
— Идет 1943 год. Вы кто?
Мой пациент назвал абсолютно другое имя:
— Михаил.
— Сколько тебе лет?
— Девятнадцать.
— Чем занимаешься?
— Я солдат, в окопе.
— А почему такой бледный?
— Меня контузило…
Потом я назвал другие время и число, и этот же пациент мне выдал уже немецкое имя и начал говорить на чистом немецком языке. После сеанса оказалось – пациент вообще не владеет немецким, он знает английский! Спрашивается, откуда в нем знание немецкого языка?..
В картотеке психиатра Стивенсона скопилось много рассказов как взрослых, так и детей. Детям ученый доверял больше. Их сознание – чистая «доска», и если ребенок начинает называть себя другим именем, приводит какие-то цифры, факты, то вполне реально, что он вспоминает прошлую жизнь.
Говорит Наталья Демина:
– Дети помнят. И в культуре некоторых народов есть такое уважительное отношение к памяти ребенка, этим отличается Восток, — в буддизме, индуизме, там спокойно и доброжелательно воспринимают подобную информацию. Ребенка даже расспрашивают и подтверждают, что он прав в своих видениях.
А в нашей культуре – дадут подзатыльник, скажут: фантазируешь, отправят в угол за «глупости» и затыкают ребенка так, что он начинает забывать…
Сообщает Александр Маркон, академик РАЕН, кандидат психологических наук:
– При мне взрослые что-то говорили о старости. У меня проявилась очень четкая мысль, подходящая по контексту разговора. Я вставил: «А вот когда я был стариком…» Все взрослые захохотали, стали настаивать, что так не бывает. И у меня отшибло…
Двухлетний Гопал родился в бедной индийской семье. Однажды его попросили убрать стакан за гостем. Гопал категорически отказался, заявив, что он принадлежит к высшей касте, а стаканы должны убирать слуги. Затем мальчик рассказал, что он раньше владел лекарственной фирмой и его в порыве злобы застрелил родной брат.
Родные Гопала посчитали все выдумкой. Однако Ян Стивенсон разыскал родственников умершего бизнесмена. Они жили в другом городе и ничего не знали о семье мальчика, как и его семья о них. В ходе расследования выяснилось, что мужчину действительно убил родной брат.
Рассказы о смерти в предыдущем воплощении Стивенсону приходилось выслушивать часто, причем почти всегда речь шла об убийстве, летальном исходе от несчастного случая или самоубийстве. Ученый предположил, что шок от насильственной смерти настолько велик, что память еще долго сохраняет эту информацию и передает ее по наследству, чаще всего через сны.
Рассказывает Наталья Демина:
– Девочка боялась засыпать в темноте и все детство просила, чтобы горел рядом свет. Перед сном ей мерещился образ мужчины, который наклонялся над ней, от него исходила опасность. И мы дознались, что предыдущая ее смерть случилась так – она спровоцировала мужчину, и он ее задушил в порыве ревности.
С прошлой жизнью человека связывают, если верить Яну Стивенсону, не только сны, но и привычки, способности, профессиональные навыки. Примеров тому в изысканиях психиатра множество. Так один из его респондентов, мальчик по имени Роберт, утверждал, что он – перевоплощение своего умершего дяди. Подростка, возможно, подняли бы на смех, если бы не одно удивительное совпадение. Дядя Роберта был великолепным прыгуном в воду, и когда мальчик совершил свой первый прыжок, то сделал его так профессионально, как будто тренировался много лет.
Нью-Йоркский терапевт Маршалл обнаружил у своих сыновей-близнецов другую способность. Они оба вдруг заговорили на каком-то непонятном языке. Специалисты из Колумбийского университета развели руками. И только профессор, изучающий древние языки, определил, что малыши говорили на древнем арамейском.
Немецкий психиатр Карл Юнг еще в середине прошлого века ввел в оборот термин «коллективное бессознательное». Согласно его теории, у человечества Земли есть общая, одна на всех, память, куда, как в котел, сливаются все знания, весь опыт цивилизации. Некоторые люди каким-то таинственным образом подключены к этой коллективной памяти и могут ею пользоваться.
Версия о коллективной памяти звучит убедительно, однако Ян Стивенсон пошел дальше. Он предположил, что человек черпает знания не из чужого коллективного опыта, а из своих собственных прошлых жизней. И если, допустим, ребенок заговорил на древнем арамейском языке, то значит, этот язык когда-то был для него родным.
Вслед за Стивенсоном эти идеи стали развивать и другие психиатры. Размышляет Наталья Демина: «Люди – духовные сущности. Закончилась жизнь – сущность вышла из тела, взяв с собой опыт, совокупность знаний…»
Само собой, ортодоксальная наука такие теории воспринимает в штыки. Яну Стивенсону эту горькую чашу тоже пришлось испить до дна. Противники ученого утверждали, что опрошенные им люди просто фантазеры и многие из них, наверное, обычные сумасшедшие с банальным раздвоением личности.
Однако трудно поверить, чтобы тысячи людей, опрошенных психиатром, были поголовно фантазерами и сумасшедшими. Ведь кто, как не он, мог отличить бред воспаленного сознания от рассказа психически здорового человека.
Говорит Александр Маркон:
– Стивенсон был ученым-психиатром – это чрезвычайно важно. К нему нельзя предъявить претензии как к некомпетентному в психиатрии специалисту.
Еще один упрек Стивенсону – мол, он исследовал страны «третьего мира», где распространены буддизм и индуизм, признающие явления реинкарнации. Но коллеги Стивенсона подсчитали, что на территории США ученый зафиксировал больше трехсот случаев перевоплощения, тогда как в Бирме – всего 139, а в Индии – 135. Эти цифры говорят сами за себя.
Перевоплотившемуся предстояло ответить на такое количество интимных вопросов, что обман, если бы он присутствовал, непременно раскрылся.
Поэтому психиатру Яну Стивенсону удалось почти невозможное – он стал первым, кто отыскал не только косвенные, связанные с психикой, но и прямые, материальные доказательства существования реинкарнации. Мало того, он обратил внимание на врожденные дефекты тела перевоплотившегося человека: родинки, шрамы, как раз на месте повреждений, полученных при смерти в прошлой жизни.
Рассказывает Александр Маркон:
– У меня есть фотографии, взятые из архива Стивенсона. У одного человека он сфотографировал врожденный грубый-грубый шрам на голове в районе затылка. Этот человек не только помнит, что его убили. Стивенсон докопался, нашел семью человека, который был убит. А вот еще фотография, на ней девочка, родившаяся без ноги. Стивенсон выяснил, что в прошлой жизни она погиблка под колесами поезда, потеряла много крови из-за ампутации ноги».
Сам Стивенсон писал: «Дети часто указывают на отметины на своих телах. По их словам, в этих местах они были смертельно ранены пулями или режущим оружием еще в прошлой жизни. Родители утверждали, что эти пятна существовали у их детей с рождения или замечены вскоре после их рождения».
Говорит Александр Маркон:
«Стивенсон находил медицинские документы, подтверждающие, что данный человек был убит. Ученый работал с конкретными фактами! – научнее не придумаешь – с вещественными доказательствами. И если ортодоксальная наука игнорирует эти факты – она тем самым вводит в заблуждение и научную общественность и все общество. Я уверен, это жутко тормозит развитие самой науки, и мириться с этим не следует.
Сам Ян Стивенсон не заставлял верить в существование перевоплощения. Он считал, что каждый должен изучать факты и сформировать собственное отношение к вопросу.
Примеры, собранные психиатром-первопроходцем, поражают воображение, но вопросов по реинкарнации больше, чем ответов.
Почему душа выбирает именно такое тело для перевоплощения?
Влияет ли прошлая жизнь на сегодняшнюю реальность человека?
Зачем человеку нужна реинкарнация? Учит ли его чему-нибудь опыт прошлой жизни? Становится ли он лучше, чище?
Ученый Стивенсон, возможно, ответы на эти вопросы найдет уже в следующей жизни. Он умер в 2007 году. Но исследовательский отдел, созданный американским психиатром на деньги его мецената, создателя машины «Ксерокс», продолжает научные изыскания.
Как человек с юмором, Ян Стивенсон оставил своеобразное завещание. Он закрыл кодовым замком ящик в картотеке. Замок открывается с помощью шифра, известного только Стивенсону. Ученый договорился со своими коллегами, что после своей смерти он попытается перевоплотиться в другом теле и передаст необходимое кодовое слово.
Подготовила Ольга АВИЛОВА.
(В публикации использованы данные видеосюжета «Блуждающие души Яна Стивенсона», авторы сценария Евгений Безбородов и Екатерина Копылова, режиссер Анастасия Строева).