12 апреля директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо объявил программу 71-го смотра. Россию в основном конкурсе представит картина «Лето» Кирилла Серебренникова, который находится под домашним арестом. Серебренников был задержан на съемках именно этого фильма в августе 2017 года. Подробнее о программе Каннского фестиваля — получившейся довольно сильной — рассказывает кинокритик «Медузы» Антон Долин.
Главная новость затмевает все остальные — «Лето», новый фильм Кирилла Серебренникова, будет участвовать в конкурсе Каннского фестиваля и претендовать на «Золотую пальмовую ветвь» (приз, который Россия, напомним, получала лишь однажды за «Летят журавли» Михаила Калатозова). Конечно, свою роль сыграли драматические обстоятельства, в которых завершалась работа над фильмом: Серебренников монтировал его под домашним арестом. Вопрос о том, удастся ли автору самому представить «Лето» на мировой премьере, остается открытым. Увы, верится в это все меньше; на российское правосудие не подействовала даже премьера в Большом театре, и вряд ли сердца судей смягчит выбор Канн. Однако нечестным было бы считать, что отбор «Лета» в конкурс связан исключительно с политической конъюнктурой. Предыдущий фильм Серебренникова «Ученик» был с успехом показан именно в Каннах, хоть и в «Особом взгляде» — но путь из этой параллельной программы в основной конкурс проходят очень многие режиссеры. Так что российский автор на фестивале — отнюдь не чужак, он там по праву.
«Лето» — картина о начале профессиональной карьеры Виктора Цоя и его дружбе с Майком Науменко в Ленинграде 1980-х годов. Главные роли в картине сыграли Роман Билык (он же Рома Зверь), Ирина Старшенбаум («Притяжение») и Тео Ю. Оператором фильма стал Владислав Опельянц, до того снимавший и «Ученика».
В конкурсе Канн с «Летом», среди прочих, будет состязаться фильм «Три лица» Джафара Панахи — выдающегося иранского режиссера, лауреата уникального набора призов («Золотая камера» в Каннах, «Золотой леопард» в Локарно, «Золотой лев» в Венеции, «Золотой медведь» в Берлине). Панахи прожил несколько лет под домашним арестом, только что вышел из-под него, и за это время, невзирая на запрет, ухитрился снять три полнометражных фильма. О чем его новая лента, пока не сообщается, но в любом случае к ней будет приковано всеобщее внимание. Кроме того, надо назвать Цзя Чжанкэ, лидера современного независимого китайского кино: его картина «Пепел белоснежен» тоже участвует в конкурсе. Цзя Чжанкэ, многократный победитель мировых фестивалей, не был репрессирован на родине, но многие его фильмы там запрещены по политическим причинам и до сих пор не выходили в прокат.
Уже трех этих конкурсантов было бы вполне достаточно, чтобы обеспечить интригу — тем более, что о кинематографических предпочтениях президента жюри, австралийской дивы Кейт Бланшетт, никто ничего толком не знает. Но, конечно, Канны этим не ограничились.
Наравне с другими на «Золотую пальмовую ветвь» будет претендовать, возможно, величайший из живущих классиков кино — 87-летний Жан-Люк Годар (у него этого приза нет!). Его новый фильм носит загадочное название «Книга образа». Он, пожалуй, единственный ветеран в конкурсе этого года — необычном еще и потому, что в список не попал ни один из прошлых лауреатов высшей каннской награды.
Самые титулованные участники — открывающий фестиваль иранец, дважды лауреат «Оскара» Асгар Фархади («Развод Надера и Симин») с лентой «Все знают», где сыграли Хавьер Бардем и Пенелопа Круз; дважды лауреат каннского гран-при итальянец Маттео Гарроне («Гоморра») с картиной «Догмен»; еще один обладатель «Оскара» — поляк Павел Павликовский («Ида») с «Холодной войной» и еще одна итальянка, исключительно одаренная и самобытная постановщица Аличе Рорвакер («Чудеса»), ранее получавшая в Каннах гран-при. Ее новая работа называется «Счастливый Лазарь». Нестандартно выглядят американские участники — самый авторитетный афроамериканский режиссер в мире Спайк Ли и более молодой Дэвид Роберт Митчелл, известный по малобюджетному хоррору «Оно следует за тобой». Остальные конкурсанты — французы Кристоф Оноре и Стефан Бризе, ливанка Надин Лабаки, японец Хирокадзу Корээда и кореец Ли Чан-Дон, — в разные годы тоже участвовали в фестивале и были там отмечены.
Общая картина выглядит интересной, но как будто неполной. Необходимо помнить еще два обстоятельства. Во-первых, официальная программа непременно будет дополняться: именно такими лентами, попавшими в конкурс в последний момент, были победители прошлых лет «Класс» Лорана Канте и «Квадрат» Рубена Эстлунда. В частности, глава фестиваля Тьерри Фремо делал на официальной пресс-конференции многозначительные намеки на возможное участие Ларса фон Триера с его монументальным триллером «Дом, который построил Джек» и Паоло Соррентино с двухчастной и почти четырехчасовой кинобиографией Сильвио Берлускони «Они». Возможны и иные сюрпризы. Во-вторых, впереди объявление двух параллельных программ — «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики».
Пока что самые несмелые и приблизительные ставки можно делать лишь исходя из объявленного расклада. В котором, кстати, Россию представляет не только «Лето» — сделанное, кстати, без единой копейки государственных денег, — но и получасовая лента дебютанта Игоря Поплаухина «Календарь», включенная в конкурс учебных работ Cinefondation.