Мы остановились на кратком обзоре произведений Серова, Врубеля, Сомова в первую очередь потому, что это крупнейшие из художников эпохи и в их творчестве графический портрет занимает значительное место. Не менее важно то, что все они, каждый по-своему, как в позитивных, так и в негативных проявлениях своего творчества связаны с традициями искусства второй половины XIX века и прежде всего с творчеством Репина.
В эволюции Репина-портретиста выделяются два периода, во время которых графический портрет приобретает особо важное значение. Это годы пребывания в Москве и Абрамцеве (1878-1882) и творчество 90-х — начала 900-х годов. Начиная с 90-х годов в портретной графике Репина существуют два ярко выраженных направления (в этом еще одно ее отличие от произведений предшествующего периода). Наряду с большими, тяготеющими к монументальности черно-белыми портретами имеется огромное количество маленьких портретов, чрезвычайно разнообразных: от беглого кроки до тщательно проработанного карандашного портрета.
В этих двух разновидностях графического портрета как бы нашли воплощение две тенденции графики в целом, в равной степени ей свойственные, несмотря на видимую противоположность: с одной стороны, стремление к синтезу, обобщению, с другой — аналитическое изучение натуры, постижение конкретно-индивидуальных ее особенностей.
Эти свойства графики как нельзя более соответствовали общим тенденциям творчества позднего Репина. Именно этим можно объяснить высокий уровень мастерства портретной графики 90-х годов, ее безусловное превосходство над живописными портретами этих лет, замечательное богатство изобразительных приемов, стремление к максимальному использованию эстетических возможностей графики.