Автор исходит из того, что архитектура - специфическое общественное явление, связанное с искусством, наукой, техникой, производством, но не тождественное ни искусству, ни науке, ни технике, ни производству. Выделение архитектурной деятельности как особой формы эстетического освоения мира, отличной от художественного творчества, позволяет, по мнению автора, глубже раскрыть собственную эстетическую природу и сущность архитектуры, связь проблем эстетики архитектуры с проблемами современной архитектурно-строительной практики, с проблемами совершенствования социалистического общества и утверждения социалистического образа жизни.
За последние 10-15 лет теория архитектуры пополнилась большим количеством публикаций, посвященных различным аспектам развития архитектуры и архитектурного формообразования, так или иначе включающих в себя вопросы эстетики архитектуры.
Общие вопросы эстетики архитектуры традиционно рассматриваются в контексте широкого историко-теоретического анализа архитектуры в целом, отдельных крупных явлений, направлений, периодов движения эстетической мысли, отдельных аспектов эстетики архитектуры. Работы, посвященные вопросам архитектурной композиции, развивают конкретно-прикладной аспект эстетики архитектурной формы, а также отдельные проблемы формообразования: проблемы образа, гармонии, взаимосвязи функции и формы и т.д. Существенный вклад в теорию архитектуры внесли работы по теории дизайна и технической эстетике.
Это большое количество публикаций, несомненно, сыграло огромную роль в развитии эстетики архитектуры как науки, в уточнении ее понятий и категорий. Однако научная разработка как общих вопросов эстетики в рамках теории архитектуры, так и отдельных, пусть даже очень важных, но частных вопросов самой эстетики, не может восполнить отсутствие хотя бы элементарного, в первом приближении, но системного представления эстетики архитектуры в целом.