Дизайнерское творчество (вместе с конструкторским) обслуживает «обработку природы людьми», материальное машинное производство и с этих позиций обращается к «обработке людей людьми»; декоративно-прикладное творчество (как и все искусства) служит «личностной» стороне практики и с ее позиций обращается к «предметной» стороне, к материальному производству. Дизайнерское творчество есть «художественное» (точнее - эстетическое) проектирование утилитарных вещей; декоративно-прикладное - создание художественных произведений в виде утилитарных вещей.
Но это, разумеется, своеобразные произведения. Их принадлежность к миру вещей и двойственная, утилитарно-художественная природа предопределяют особое место, которое они занимают в семействе искусств. В этой «семье» у каждого вида искусств свой способ отражения действительности и воздействия на своих потребителей. И язык у них не один и тот же. Конечно, и многие другие особенности каждого вида искусства сказываются на характере их произведений. Мы не будем в данной брошюре останавливаться на них подробно.
В чем выражается своеобразие декоративно-прикладного искусства?
Его художественные выразительно-смысловые элементы строятся на основе утилитарно-конструктивных элементов вещи, а то и сливаются с ними; для их построения наряду со специально-художественными используются выразительные, эмоционально-ассоциативные возможности самой вещи; ее организация как художественного организма сочетается с ее утилитарно-функциональной организацией. Достижение гармоничного единства художественно выразительной и утилитарно-функциональной структуры и логики вещи - таков основополагающий принцип декоративно-прикладного творчества. В его арсенале поэтому накапливаются не только средства, общие с изобразительными искусствами и выработанные им самим, но и найденные в вещном мире.