(послесловие к презентации  фотоальбома  «Лучшие фотографии Дальнего  Востока»)

 

Вместо  предисловия

Известно ,что  жизнь  есть  череда  случаев.Предсказуемых  и  неожиданных. Счастливых  или грустных.  Загадочных и курьезных. О них пойдет сейчас речь.

 В конце прошлого года, в  виду  сложившихся  обстоятельств,моим  новым   местом работы стало село Вольно-Надеждинское. Редакция местной районки «Трудовая слава» оказалась расположенной   в одном  здании с   офисом управления  предприятия на которое мне  удалось  устроиться, опять же  благодаря  случаю, без долгих  и утомительных  поисков .

Вскоре выяснилось ,что мой  сосед по рабочему местуБорис Александрович  Антоненко , отставной флотский майор –связист, имеет  увлекательное хобби-автомобильные  путешествия  на дальние расстояния. На своем видавшим  виды  джипе-« Судзуки» он  дважды пересек наши необъятные  просторы  до Урала, прежде чем  совершил в год  сочинской олимпиады   одиночный автопробег  из Приморья  в Сочи  через Казахстан. Общих тем  для разговоров было предостаточно. От него я узнал, что в  соседствующей   с нами редакции газеты  работает  некий  местный  краевед  ,который  собрал большой материал по  истории первопоселенцев  Надеждинского   района.

На следующий день, благодаря  этой случайно  полученной  информации, состоялось мое    знакомство с сотрудником газеты , краеведом и членом Общества изучения Амурского  края   Петром  Никитовичем Теляковым.  

В виду  наличия общих интересов и  знакомыхсреди  приморских краеведов, наше сотрудничество  стало крепнуть и развиваться.В один из  июньских  дней   Петр Никитович рассказал мне, что  21 июня  во Владивостоке  в  зале  Общества изучения Амурского края состоится  презентация,которую он собирается посетить .Объект презентации –фотоальбом, автором  которого является  ЮрийЛуганский. 

Накануне мероприятия ,настраивая волну  радиоприемникана программу, наиболееспособствующую  улучшению обеденного процесса ,случайно остановился  на волне приморского радио. Вскоре   радиоведущая  объявила о том, что  ее сегодняшним  гостем   является  известный  дальневосточный мастер  художественной  фотографии  Юрий Кириллович  Луганский,который  завтра  представит  общественности  новый фотоальбомпод названием  «Лучшие фотографии  Дальнего Востока»

Я прибавил   радио громкости   и с удовольствием  прослушал  интервью, получив  полное представление  о  самом мастере , его  жизненном кредо , а так же  о непосредственном  объектепрезентации.Особенно заинтересовала  информация  о том, что в альбоме  будут представлены  ранее непубликовавшиеся   фотографии  из  личного  архива  Приамурского  генерал-губернатора  С.М. Духовского и  фотоработы   подпоручика  -артиллериста  Сергея Корсакова,  запечатлевшего  трагические  дни обороны Порт-Артура. В том числе и  гибель   броненосца «Петропавловск».

 

 Об эталонных изданиях и не только

 

В свое время я не раз  посещал книжные  презентации.  В моейдомашней библиотеке имеются   прекрасно оформленные  экземпляры. С ихзаглавных  страниц  глядят  бывшие  приморские  губернаторы, владивостокские  мэры и главы иных городов, ректоры краевых ВУЗОВ,  авторитетные  предприниматели. Иных  уж нет. А те далече. По столицам – заграницамда  под замком в остроге

Тем, собственно,  эти  книги   интересны.Парадные издания – клоны.Копирующие  друг-друга как по стилистике,так  и  по  способу подачи материала.

Есть другие книги. Оформлением попроще. Изданные ,как правило ,скромными тиражами. Их авторы из другой категории.  Профессиональные  журналисты и фотографы. Историки, краеведы и музейщики. Участникилокальных военных конфликтов.Путешественники  и люди  творческих профессий. Эти издания читаемые,редкие и востребованные.

На мой взгляд, из всего многообразиявышедших за последние  два десятилетия исторических фотоальбомов  в качестве   эталонных по форме  и содержанию  можно выделить   «Старый Владивосток» ,1993 г.  и  «Владивосток. 15 черно-белых лет », 2004 г. И там и там присутствует  одно и то же название -«Владивосток».

Владивостокская  тема, в отличие от других дальневосточных  губернских городов , является устойчиво доминирующей в большинствеприморских историко-краеведческих  изданий.

К известному  выражению «Москва-  это еще  не вся Россия»  порой  так и хочется добавить «Владивосток –это еще  не весьПриморский  край».

К  бесконечным вариация на  заданную тему  теперь  добавился  мост  через Золотой Рог. Каковой   в течении  четырех лет со дня  его открытия  демонстрируется в качестве  главной  городской достопримечательности.

Понятно, что за все постсоветское  время   ничего кроме торговых центров и элитного жилья в краевой столице не строилось. Не иначе,как по воле  счастливого  случая, президент Путинв свое время  дал отмашку на строительство мега-моста. А также  нормальных дорог-развязок, низководного моста   и современного аэропорта. Что в очередной раз подтвердило верностьмарксистского постулата о роли личности в истории на конкретном владивостокском   примере.Замечу ,что подобные   вантовые  мосты, намного большей протяженности – достаточно  распространеныв Китае и  многих странах  Юго-Восточной  Азии.

Теперь  Владивосток , по факту, окончательно  сформировался как мегаполис ,северная граница которого проходитпо линии  с. Вольно –Надеждинское – аэропорт Владивосток – г.Артем.

Южная – по южной  береговой черте  о. Русский.

Но создается впечатление ,что   у большинства  владивостокских  историков , краеведов  и мастеров художественной фотографии   историческая часть Владивостока  заканчивается сразу же за  Покровским собором- на севере,по линии Корабельной набережной- на юге. Соответственно ,городская черта - обрывается  за  Лесным  кладбищем с северного направления и заканчивается опять же кладбищем Морским со стороны противоположной.И нет силы, способной вывести  их, подобно гоголевскому Хоме  Бруту, за пределы  ими же очерченного  магического круга.

Поэтому  в самом названии фотоальбома  я увидел стремление автора   разорвать этот  круг.

В  формате  калейдоскопии.

На следующий день  после  прошедшей презентации   Петр Никитович  вручил мне для ознакомления заботливо обернутый  в номер газеты «Трудовая слава»  фотоальбом« Лучшие

фотографии Дальнего Востока ».

Первое впечатление ,как при встрече с  незнакомым человеком-по одежке.  Издание  большого формата, в  плотном  переплете  хорошего качества. На обложке - авторский  вариант  все-того

же Супер-Моста. То есть сразу заявлено, какой город,по мнению автора ,является главным доминантомсреди  прочих  дальневосточных городов.

Первый лист  под обложкой  оформлен в виде  коллажа из фотопортретов  и работстарых дореволюционных    мастеров  фотографии. Среди них  почему –то Элеонора  Прэй. Мастером фотографии  никак не являвшаяся. Автором воспоминанийв стиле «балы,красавицы,лакеи, юнкера» и  « ах милые  чехи, японцы ,французы» - это да. Фотографииее ,конечно же, интересны. Но они  чисто любительские , но никак  не художественные.

На титульном листе –никаких спонсоров.Только имена членов Редколлегии  и Редакционного совета.И это правильно.

Книга начинается с работ  Владимира Ларина и других дореволюционных мэтров–фотографов.  Большая часть их мне оказалась  известна – одни  публиковалось ранее в «Старом  Владивостоке»,другие - выставлялось в музее им. Арсеньева  или  размещались  в Интернете.

То же самое можно сказать  о старинных  фотографиях времен основания  дальневосточных  городов Хабаровска,Благовещенска,Петропавловска-Камчатского  и мест сахалинской каторги.

Однако же,  представлено достаточно  редких и эксклюзивных. Сформированных по тематике.

Например, раздел ,который мог бы вполне  иллюстрировать  слова  В.К. Арсеньева: «Мы вторглись в  исконные земли желтых  народов».

Улицы колониального Владивостока начала 20 века.Заполненныеманзами и корейцами. Торговцами и водоносами.Бродячими фокусниками     Строителями и ремесленниками. Русские на их фоне выглядят  респектабельно и по-европейски. Фотография молодой чукчанки  неизвестного  автора. Рассмотрев которую становится понятно, почему у матросов со шхун, промышлявших у берегов Чукотки, не был востребован обычай аборигенов отдавать гостю на ночь своих женщин.

Раздел исторической фотографии в соответствии с заявленным  форматом калейдоскопичности   обрывается. Начинается раздел  цветной фотографии  самого  Ю.К. Луганского, Затем снова возобновляется, демонстрируя   материалы из личных архивов  генерала  Духовского и поручика Корсакова. Вопреки ожиданиям, я остался разочарован.

 Из  3000 фотографий генерала  оказалось представлено только шесть. Одна из них, среднего формата, иллюстрирует закладку какого –то строения Владивостокского порта в 1894 г., остальные в   малом формате – бытовые фотопортреты. Еще  одна, фактически ни о чем, демонстрирует ледяные торосы на р.Уссури.

Что же касается поручика –артиллериста С. Корсакова, то  при  просмотре тоже  шести  фотографий чрезвычайно  малого формата  и одной  размера   побольше, может сложиться  мнение о том, что храбрый артиллерист делал  свои снимки с  наблюдательного поста. Отчего они подобны рассматриванию  поля  боя  через  стереотрубу с очень далекого расстояния.

Замечу, что в хранящемся в библиотеке Общества изучения Амурского края «Летопись Морской войны  1904-1905 гг.» дореволюционного издания, опубликовано  несколько очень похожих фотографий взрыва  флагманского   броненосца «Петропавловск»с обширными комментариямибез указания авторства.

Выражу свое мнение оформате калейдоскопичности .Выражается это в том,что  интересные и ранее не публиковавшиеся фотографии  в  мелком формате накладываются на развернутые в более крупном .Рассмотреть такие фотографии можно только через лупу, чтовесьма раздражает и мешает  их восприятию.В 60-х гг.прошлого века в  домах деревенских жителей  приморской глубинки ,откуда родом и автор этих строк, на стене в рамке под стеклом, вывешивались  своеобразные коллажи из фотографий близких родственников. Располагались эти фото совершенно бессистемно.Узнать что-либо  о людях , изображенных на фото ,можно было узнать лишь со слов самих хозяев  дома.В целом , местами  альбом мне напоминает тот самый деревенский коллаж  в деревянной рамке.

В демонстрации исторических фотоматериалов чрезвычайно важен пояснительный  текст. Без пояснительного  текста Бориса  Дьяченко  «Старый   Владивосток»-всего  лишь  подборка  фотографий и  предметов из экспозиции  музея им. В.К. Арсеньева.  Пояснительный текст в фотоальбоме «Лучшие фотографии Дальнего Востока» практически отсутствует. Авторы  ограничились местом и датой, что совершенно не достаточно.

Не будучи большим  специалистом в художественной фотографии, я не берусь  комментировать  содержание  этого раздела. Однако приведу  пример, когда действие  изображенное на фотографии приобретает различный смысл в зависимости от пояснительного  комментария.

В альбоме представлена художественная  фоторабота Людмилы Коноплевой под названием «Собиратель медуз.»  .На ней  изображенгрязноватый  морской берег, усеянный дохлыми медузамигде-то в районе  Океанской.  По нему  бредет  личность  вида,скажем , нетворческого. На нем лишь грязные штаны по колено и шлепки на босу ногу. К груди  человек прижимает  плотно набитый пластиковый зеленый мешок из-под мусора. За его  спиной  просматривается   низководный мост через  Амурский  залив.Виден белый катер  отошедший от берега и  набирающий скорость. А вот  если прибавить пару слов к основному названию. К примеру: «Человек, как ты дошел до жизни такой? Собиратель  медуз.» или  «Он был когда-то бизнесменом. Собиратель медуз». Чувствуете как  меняется   смысл  изображенного на фотографии действа?

 

Вместо эпилога.

Фотоальбом, по моему мнению, не лишен  недостатков. Однако его создатели заслуживают   всяческого  одобрения.  Сам  факт  его выхода есть  случай из разряда интересных. Но не могу не упомянуть о другой  презентации, которая прошла  перед началом главной.

На ней фотохудожник изп. Смоляниново Юрий Калинин  представил  вещь во всех отношениях неординарную. Сборник его фотоклипов «Чудесное Приморье» произвел  на меня  оглушающее впечатление. Такой природу Приморья  мне лично видеть  ранее не доводилось.

Господа мастера  художественной фотографии! Понимаю, бензин нынче дорог. Спонсора найти тяжело. 

Но положение обязывает. Найдите время. Если нет машины, тогда садитесь   на автобус  или электричку и выезжайте подальше  от города, насколько сможете. Уверяю вас, что в Приморском крае  достойных мест для создания фотошедевров более чем достаточно.

Валентин Ковальчук, краевед

г.Владивосток - г. Артем- с. Вольно-Надеждинское.

29.06.2016 г.