Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках — выдающийся памятник русской архитектуры, находящийся на стыке двух стилей: уходящего русского узорочья и набирающего обороты так называемого «нарышкинского» (или «московского») барокко. Композиция храма традиционна для церквей того времени и соотносится с известной концепцией храма-корабля, выстроенного с запада на восток по линии: колокольня — трапезная — основной объем — алтарь.
Необычным и запоминающимся храм делает его яркая раскраска. По белым стенам стелется пестрый ковер красно-зеленых декоративных элементов. Белый цвет смотрится необычно, в остальном же «буйство красок» — это художественный прием узорочья, «нарышкинское барокко» играло больше белокаменной резьбой на красном фоне стен. А такой резьбы, кстати, на церкви Николы в Хамовниках почти и нет. Нет «пляски» узоров и красок, декор упорядочен, он сконцентрирован именно там, где хотели поставить акцент создатели храма; это не конгломерат, а стройная система: если строители эпохи узорочья смело ломали оси симметрии, то «Нарышкины» такого себе уже не позволяли, зеркальная симметричность конструкции была для них вроде аксиомы. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, аркатурно-колончатые пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной — все тут геометрически правильно.
Любопытно, что создатели церкви «состарили» искусственно свой храм, сделав это необыкновенно искусно. Храм действительно выглядит очень «по-древнерусски», но это не более чем иллюзия. Взгляните: то, что казалось нам закомарами, на самом деле ими не является: фасады не расчленены лопатками, на лопатки как бы сделан намек — и не более того, «лопатки» заканчиваются выше уровня оконных проемов второго света.
Это — путь в сторону упрощения конструкции. На южном и северном фасадах таких ложных закомар по три, на восточном и западном — по пять. А вот кокошники, «костром» восходящие к пятиглавию, — это вполне по-узорочному. Хотя и в них чувствуется новая волна: вместо массивных «луковиц», характерных для памятников середины XVII века, — деликатные маленькие главки.
Построенная чуть позднее шатровая колокольня — тоже, казалось бы, дань традициям: восьмерик на четверике, увенчанный шатром. Но с северо-запада вид колокольни был больше похож на Никольский храм.
В отличие от конструктивно упрощенной церкви, зодчие, работая над колокольней, явно не искали легких путей и создавали сложную вертикаль — предвозвестницу изощренных силуэтов барокко!