фото

Артисты Рязанского театра кукол утверждают, что гораздо креативнее обычных драматических актеров. Ведь у тех в распоряжении только собственные мимика и жесты, а вот актер театра кукол может сделать живым все, что угодно, даже микрофон. Кстати, заблуждение, что куклы работают только для малышей. В Рязанском театре есть постановка «Преступление и наказание».

Пять спектаклей привези во Владивосток с родины Есенина. Один из них для взрослых — по «Демону» Михаила Лермонтова. Актеры Рязанского государственного областного театра кукол Константин Кириллов, Татьяна Дубикова, Валерий Скиданов, Василий Уточкин на встрече с журналистами рассказали, чем театр кукол лучше обычного.

Как отметил Константин Кириллов, гастроли проходят при поддержке министерства культуры. Иначе — никак, даже стопроцентный аншлаг их не окупит. Во Владивосток они привезли около 40 человек и целую фуру декораций. В одном спектакле «Приключения Чиполлино» задействовано 46 кукол. «Это почти итальянская почти опера», – прокомментировал Константин Кириллов. Кроме «Приключений Чиполлино» и «Демона» во Владивостоке прошли «Лев Толстой и дети. Сказки», «Большое путешествие» и «Обыкновенные чудеса». Актеров спросили, мол, во время игры драматического артиста у зрителя концентрация на глазах и жестах, а чем играет актер театра кукол?

Валерий Скиданов, который в это время озвучивал куклу могильщика из Гамлета, персонажа, который в спектаклях сейчас не участвует, но активно гастролирует и исполняет песню про чемоданчик, стал своим персонажем изображать полное недоумение насчет того, что драматические актеры интересней.

– Это большое заблуждение, – ответил Василий Уточкин. – У кукольного театра гораздо шире палитра. Прямо на него (куклу могильщика, – прим. авт) смотришь и понимаешь это. У нас идет работа с формой, а она насыщенней даже, чем человеческая мимика. Форма у нас может быть любая. Артист театра кукол умеет работать с чем угодно. Он может воспринимать микрофон не как микрофон, а начать с этим работать, наполнить его эмоциями, сделать из него куклу, в отличие от актеров драматического театра. Спектр возможностей артиста театра кукол гораздо шире! Актер играет не просто своими эмоциями. Но артист театра кукол может работать и в живом плане, у нас есть такие спектакли.

Как отметили актеры, границ у этого жанра нет. В Рязанском театре есть куклы-марионетки, планшетные, ростовые... Используется даже теневой театр. Естественно, во Владивостоке покажут не все — в репертуаре 35 спектаклей.

– Мы играем «Преступление и наказание» Достоевского. Там и куклы, и люди, и тени. За этот спектакль театр получил премию «Золотая маска». В нашем театре идет 47-й театральный сезон. У нас большое прекрасное здание, мы его получили в 1982. У нас самый технически оснащенный театр кукол в России. Проводим раз в два года крупнейший фестиваль кукольных театров «Рязанские смотрины». В этом, 2015 году, был 15-й фестиваль, с названием «Пятнашки» и приехало на него 15 участников. На фестивале было 4 спектакля-лауреата премии «Золотая маска», в том числе театр имени Товстоногова. Мы много путешествуем, много играем. В среднем в год мы играем около 300 спектаклей. В нашем театре 92 человека, в труппе вместе с приглашенными актерами, 26 человек, – рассказали о крупномасштабности своих возможностей рязанские актеры.

Как они сказали, кукла может пережить и спектакль, и актера. «Поменял поролон, поменял артиста и живет дальше», – прокомментировали они. Куклы делаются под спектакль. А когда тот сошел со сцены, декорации могут утилизировать, но кукол — никогда. Сейчас в театре накопилось более 500 персонажей.

Впрочем, рязанские артисты работают не только на театр кукол — играют драматические роли, снимаются в кино. Также они отметили, что сами кукол не делают, у них есть производственные цеха — художники-бутафоры, художники-конструкторы, швейный цех.

– У каждого спектакля есть художник-постановщик. Дальше подключаются актеры и дают рекомендации. Хотя некоторые артисты могут сами кукол сделать, – отметили актеры.

На этих словах вынесли на сцену уникальную куклу на запястье – кота. Эта кукла интересна тем, что у нее двигается каждый пальчик, вращаются глаза, открывается рот. В общем, ни дать ни взять — живая. Как отметил Константин Кириллов, первыми такую куклу выполнили в Томске. А рязанский актер Сергей Маврин сделал кота без всяких чертежей своими руками. Кот походил по сцене, помахал рукой собравшимся, сфотографировался, на этом встреча и закончилась.

Екатерина Иванова.

Фото автора.

фото