фото

Много лет назад, когда я была совсем еще девочкой, начинающей поэтессой, попала на один поэтический конкурс. Помню, как поразила и ужаснула меня такая картина: субтильное молодое дарование мужского пола читало свой стих, то прямо-таки по-бабьи причитая и взвизгивая, то рыча и воя, при этом затягивая на тонкой шее импровизированную веревку, сооруженную из чьих-то колготок, грозясь свести счеты с жизнью.

Если таким образом юноша хотел привлечь к себе внимание, то этот фокус удался. Многие в зале испугались за его жизнь. Мне хотелось отвести его к психиатру. Когда же эксцентричный конкурсант стал извергать из своих уст настоящую матерную брань, его погнали со сцены. Впрочем, кажется, он не расстроился, ведь, судя по всему, целью его был дешевый эпатаж.

И сегодня практически на каждом фестивале встретится хоть один да подобный «гений», называющий себя поэтом. Тогда же, в ранней моей юности мне захотелось хоть что-то сделать для того, чтобы искоренять по максимуму такие явления из нашей культуры. Что я могла сделать?! «Может быть, потом, когда я вырасту и кем-нибудь стану...» – думала я.

«Ну, давай, скажи напоследок чего-нибудь значительное и умное, только так, чтобы читателям не надо было переводить с философско-воронцовского на человеческий», – улыбнулся мой друг и коллега — известный поэт Петербурга Александр Гущин, заканчивая интервью для написания очерка обо мне в старинном литературном петербургском журнале «Невский альманах». И, включив диктофон, произнес, как в радиоэфире: «Ольга, есть ли у Вас какой-то жизненный девиз?» – на что я ответила незамедлительно, ведь придумывать заново мне ничего было не нужно.

Он перекликается с тем, что сказал когда-то Достоевский: «Не знаю, спасет ли красота мир, но счастливее она его сделает».

Результатом встречи двух поистине родственных душ стал не просто великолепный очерк обо мне в известном литературном журнале, а близкая дружба и долгосрочная творческая работа.

Одно из ее направлений придумал Саша. То есть, член Союза писателей Санкт-Петербурга, известный петербургский поэт, руководитель клуба-студии «Литературные знакомства», доцент кафедры журналистики Института экономики и сервиса, член Академии изящной словесности им. Державина Александр Гущин.

А для меня, к счастью, просто Саша. Именно он предложил создать фестиваль под названием «Красота спасает мир». Объясняет это название он очень просто: «Спасет она его или нет — это неизвестно, но пока гады его губят, она его спасает. Пытается».

фотоТак, 27 марта 2012 года состоялось открытие Фестиваля «Красота спасает мир». Тогда он был заявлен как Фестиваль поэзии. Но почему-то открытие его состоялось в Международный День Театра, к нему же и было приурочено. Почему — дать вразумительного ответа в то время я не могла. Возможно, сработало мое подсознательное нежелание замыкаться в рамках одного вида искусств. Тем не менее, на открытии я показывала свой авторский спектакль «Цветочная поэма». Мой Авторский Театр — это театр поэзии, поэтому все оправдано.

Но очень скоро мы с Александром отказались от подобного ограничения, ведь наряду с чтением стихов, на сцене Общественно-культурного центра «На Пушкинской» (ул. Пушкинская, 9) зазвучала авторская (и не только авторская) песня, поэтические спектакли стали традицией. Мы с Сашей стали поговаривать о синтезе стихов и изобразительного искусства, стихов и музыки и т. д. Так поэзия стала объединяющим ядром всего многообразия видов и жанров искусства.

В основе концепции фестиваля — светлое, гуманистическое искусство, без агрессии, политики и ненормативной лексики. Только не надо приписывать проекту пасторальные качества. Просто есть в мире искусства (в том числе, и петербургского) так называемая «чернуха», вот ее-то на нашей сцене быть не должно. Мы решили объединить в своих рядах тех, чье творчество питают общечеловеческие ценности — любовь, патриотизм, вера в торжество добра и т. д.

Нужно ли говорить о том, что, кроме ОКЦ «На Пушкинской», никто не протянул руку помощи молодому проекту Автономной некоммерческой организации «Центр культурных программ», председателем правления которой я являюсь? Фестивалю искусств с громким названием «Красота спасает мир»? Да разве тем, от кого зависят судьбы культурных начинаний, досуг обратить внимание на проект, которому еще и года нет? Оно и понятно. Вот тут и вступает в силу известная установка творческих людей: «С деньгами-то любой дурак что угодно сделать сможет. А ты попробуй без денег». Мы попробовали.

Границы проекта быстро расширились сначала до области и регионов. Недавно изъявили желание участвовать люди с Украины. А в августе 2012 г. в проекте регулярно принимает участие член Всемирного Союза женщин-музыкантов, член Союза композиторов Израиля, лауреат международных конкурсов и фестивалей, победитель конкурса, посвященного 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой Злата Раздолина. Этот факт позволил Фестивалю обрести статус «Международного». Сегодня к проекту проявили интерес известные люди, Заслуженные артисты и деятели искусств. Так, в апреле-месяце в рамках Фестиваля состоится сразу 2 творческих вечера заслуженной артистки России, актрисы театра и кино Галины Бокашевской.

Фестиваль открыт для всех — от начинающих до мэтров. Начинающий также может получить помощь мастеров. А имеющим достойный уровень и багаж предлагается устроить свои творческие вечера, концерты, спектакли, выставки и т.д., представить свою деятельность в печати, теле- и радиоэфирах. Жюри, призовых мест у нас нет. Наш проект нацелен не на соревнование, а на интеграцию творческих сил, помощь и продвижение.

31 марта в 15:30 Автономная некоммерческая организация «Центр культурных программ» отмечает День рождения Открытого Международного фестиваля искусств «Красота спасает мир», которому исполняется 1 год. Так же, как и год назад, в первом отделении программы я покажу свой авторский спектакль «Загадка Снежной Королевы», поставленный мной совместно с моим коллегой и супругом Андреем Черненковым. Я показывала его перед Новым годом, но решила повторить по многочисленным просьбам зрителей. Как обычно, спектакль, в котором прозвучит много прекрасной музыки, составлен по моим стихам. Во главе угла по-прежнему остается поэзия. Во втором отделении праздника, по сложившейся доброй традиции — свободный микрофон.

Да, чтобы знать, спасет ли мир красота, надо быть Богом. Но чтобы видеть, как она пытается его спасти, надо просто иметь глаза и уши. Увидеть чудесный процесс этого спасения можно на нашем таком молодом, но таком позитивном, светлом и кое-чего уже добившемся Фестивале. Стоит только прийти туда в качестве участников или зрителей.