Владимир Высоцкий был актером. Его песни – будто роли, которые он играл остро, вживаясь в каждый образ. Впрочем, он так и жил, в полную мощь своей широкой и человеколюбивой натуры. 25 января 2015 года Владимиру Высоцкому исполнилось бы 77 лет. Сегодня мы беседуем с его сыном Никитой Высоцким, который чтит память отца, являясь директором Центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке».
- Почему именно Владимир Высоцкий, на ваш взгляд, остался таким близким и понятным для многих из нас?
- Современное поколение забывает о людях, которые составляют часть нашей истории. Так действительно случается, но не потому, что эти люди недостойны или не талантливы. Это скорее проблема настоящего времени, возникшая на фоне изменений, которые происходят в обществе. Огромное количество информации, обрушившейся на нас отовсюду, перекрывает то, что сделано ранее. Многие люди, достойные памяти, ушли и о них не вспоминают.
С другой стороны, я ощущаю, что совершенно исключительная личность Высоцкого, его невероятная энергия, плещущая через край, по-прежнему остается в памяти многих людей. В 2015 году исполнится 35 лет со дня его смерти. Но я думаю, что чем дальше мчится время, тем будет труднее, потому что круг почитателей Высоцкого постепенно сужается, и этот процесс неизбежен.
В 1996 году я пришел работать в Центр-музей «Дом Высоцкого на Таганке», в воздухе будто витало ощущение популярности Высоцкого и, казалось, стоит написать Б. Ельцину письмо и в Центре-музее «Дом Высоцкого на Таганке» начнется строительство, воздвигнут новые корпуса. Сегодня поколение Высоцкого уходит. Не так давно умер Золотухин. Возможно, настанет такое время, когда не будет такого феномена всеобщей любви к Высоцкому. Забвение, конечно, ему не грозит, но, может случиться, что его будет знать определенный круг людей – любителей словесности, поэзии и истории.
- Соответствовал ли образ Высоцкого, который многомиллионная аудитория видела на экране, и с которым ассоциировались его песни, с тем Высоцким, каким он был в жизни? Отличался ли он чем-то от других, окружающих его?
- Конечно, отличался. Безусловно, образ Высоцкого, созданный в песнях, являлся каким-то своеобразным мифом, который возник еще при его жизни. Этот миф, созданный самим Высоцким, существует до сих пор.
Кто-то представлял его здоровым, огромным мужиком, другие думали, что он воевал, и что ему много лет. Песенный образ оказывался обманчивым, и «мифы», которые, казалось, витали вокруг Высоцкого в воздухе, развеивались при встрече с ним. Люди видели среднего роста достаточно молодого мужчину, имевшего высшее образование, никогда не сидевшего в тюрьме.
Еще при жизни он в шутку говорил, что никогда не скакал вместо лошади, никогда не выходил из окружения. Но он просто обладал совершенно невероятной способностью фантазировать таким образом, что возникало впечатление, будто он сам, и никто другой, был очевидцем и участником всех этих событий, о которых пел.
Альпинисты до сих пор считают его своим, но он ни разу не ходил в горы и даже побаивался высоты. В его бытность некоторые исполнители песен действительно покоряли вершины гор, но Владимир Высоцкий – творец, и люди часто, хоть это и немного странно, приписывали ему поступки, которых он не совершал.
Некоторые даже обижаются, что Высоцкий не был таким, каким его представляли и начинают заниматься очернительством. Но ведь у каждого поэта во все времена был свой лирический герой, который не соответствовал поэту-человеку, которым поэт являлся в жизни.
В то же время Высоцкий сотворил этот образ, сделал себя сам, и поэтому, безусловно, есть в этом образе что-то и от реального Высоцкого.
- Какой из кинофильмов, поставленных о жизни Владимира Высоцкого, наиболее точно, по вашему мнению, показал его личность и характер?
- Художественный фильм о Высоцком, как я считаю, один, и называется он «Высоцкий. Спасибо, что живой». Он и лучший, и худший. Он – единственный.
Что касается фильмов, которые вообще поставлены, то их очень много. С каждым годом их количество растет. Но среди них, на мой взгляд, фильм режиссера Эльдара Рязанова - наиболее ясный, живой и серьезный. В нем мой отец приближен к тому реальному человеку, каким его знали в жизни. Этот фильм, представляющий собой четыре телепередачи о Высоцком, вышел на экран в 1987 году и, по моему мнению, никто из режиссеров не смог сделать фильм лучше.
Рязанову, как никому, удалось, как я полагаю, сделать монтаж, соотношение синхронов и хроники Высоцкого очень выразительно. Все, что пробовали сделать даже достаточно знаменитые документалисты, по моему мнению, далеко от реальности. Например, вышел на экраны фильм Виталия Манского. Фильм получился ярким, но он характеризует больше Манского, а не Высоцкого. И таких самовыражений в фильмах о Высоцком очень много.
Может быть, это неплохо. Но почему-то все киноработы сводились к попытке объяснить Высоцкого с позиции сегодняшнего дня, например, с позиции современной демократической либеральной общественности или наоборот объяснить Высоцкого с точки зрения какой-нибудь патриотической настроенности.
- В какой момент вы поняли, что ваш отец – кумир для многих?
- Не было какого-то определенного момента. Я понимал что отец очень популярен, потому что слышал, как поют его песни, взрослые люди, учителя просили меня познакомить их с отцом. Я видел, как на его появление реагировали в театре, я с особым упоением смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя». Я наблюдал, как к нему бежали брать автографы.
Однажды, когда отец находился в Грузии, до одной из воинских частей дошли слухи: кто-то позвонил на коммутатор в войсковую часть и сообщил, что в одном из домов отдыха остановился Высоцкий. Отец собирался уезжать и вышел на улицу, где в то время стоял жуткий мороз, и увидел, как по полю передвигается клубок пара. Потом оказалось, что это полураздетый солдат, пробежавший километры из воинской части, чтобы увидеть отца.
Я понимал, что отец знаменит… Но я в то время не достиг того возраста, когда мог осознать всю его значимость.
То, что Высоцкий больше, чем просто популярен, что в его силе духа и личности скрывается какая-то загадка, я понял в день похорон, когда к театру на Таганке пришли люди, любившие песни Высоцкого. Самое главное, я осознавал тогда, что Владимир Высоцкий связан с каждым из миллионов людей не менее крепкими нитями, чем с близкими людьми и с его окружением. Мною овладел шок.
- Знали ли вы лично Марину Влади?
- Знал, но в те годы, когда я был ребенком, у нас не складывалось общение. Отец пытался нас познакомить, особенно этого хотела бабушка, потому что считала, что всем необходимо общаться и между нами не должно стоять никакого барьера. Общения не получилось, не потому что Марина Влади и ее сыновья плохие. Между нами не было вражды, просто мы разные.
Позже, став взрослым, я беседовал с Мариной. Она рассказывала, что тоже очень ожидала, чтобы получился разговор, но так не случилось.
Кстати, четыре года назад я общался с одним из сыновей Марины в Москве, о чем у меня остались очень хорошие воспоминания.
- Все ли сочинения В. Высоцкого опубликованы или какие-то сохранились в архивах?
- Конечно, у Высоцкого есть неопубликованные сочинения. Какие-то из них утеряны, и кто-то порой цитирует по памяти его четверостишия. Я считаю, что поставить задачу и сказать, что дескать давайте опубликуем всего Высоцкого, сейчас невозможно. Ведь многие из его произведений так и остались в виде набросков, сохранились полукапустнические вариации, которые он писал «на коленке».
Более того, в последнее время произошел большой вброс сочинений, которые на самом деле Высоцкому не принадлежат. По большей части, это те произведения, которые написаны в соавторстве. В титрах к кинофильмам раньше часто писали «при участии» такого-то. Не секрет, что кино у нас коммерческое, и поэтому фамилия Высоцкого, указанная в тирах, что называется, прибавляaла кому-то больше популярности. Во всяком случае, так случалось раньше…
Высоцкий жил на износ. За двадцать лет своего творчества он написал больше четырехсот песен, что очень много. Мало кому из музыкантов удается выдавать такое огромное количество хитов. У Владимира Высоцкого все песни попадали в цель, у него не было проигрышных вариантов. При всем своем напряженном графике работы он успел так много. Помимо стихотворений, он писал повести, начал работать над романом.
Он проводил много времени в театре на Таганке, и при этом успевал сниматься в кино, пробовать себя как театральный режиссер. Двести с лишним стихотворений Высоцкого не опубликованы и по сей день..
Я считаю, что в ближайшие десять, быть может, двадцать лет произойдет естественный отбор: люди будут ставить под сомнение авторство Высоцкого. Как бы смешно это ни звучало, но таким образом, человек пытается проявить себя. И некоторые сочинения с течением времени будут справедливо отодвинуты в сторону, не потому что они плохие, а потому, что они не в полной мере принадлежат Владимиру Высоцкому.
Например, я с большим уважением отношусь к другу отца - знаменитому сценаристу Эдуарду Яковлевичу Володарскому, которого сейчас уже нет в живых. Считается, что пьесу «весенние каникулы» они написали совместно с Высоцким. После сам Володарский говорил: «Я читаю, что мы с Володей одинаково вложились в этот сценарий…» Но написал-то «Весенние каникулы» Володарский, никто в этом не сомневается..
- Вокруг смерти Владимира Высоцкого бродило много слухов о том, что его спровоцировали или убили… Какая-нибудь их этих версий является правдоподобной?
- Я все эти версии тоже слышал, читал в СМИ, с кем- то рассуждал о причинах смерти… Но в них нет сенсации, потому что Высоцкий действительно находился в тяжелом состоянии. Можно ли было его спасти в ночь с 24 на 25 июля, не знаю. Не мне судить.
Я считаю, что люди, находившиеся в тот момент рядом с ним, сделали все, что было в их силах. Я не имею права требовать от них чего-либо и говорить о том, как могло все повернуться, если бы вдруг приехали японские доктора. Так случилось, и я никого не виню.
Все криминальные версии о том, что Высоцкого убили советская власть, мировая «закулиса» или КГБ, по моему мнению, приправлены желанием фантазировать. На самом деле, существовал честный диагноз, и причины, приведшие к такому финалу, тоже понятны. Здоровье отца оказалось подорванным, он пребывал в психическом и физическом кризисе. Высоцкий потратил себя настолько, что восстановиться было невозможно.
Почему это произошло – другое дело. Может быть, склад характера у человека такой. Но самое главное, в чем я не сомневаюсь, что такие люди, как Владимир Высоцкий приходят и уходят вовремя: он сделал все, и поэтому ушел от нас.
- Вы, как человек, переживший перестройку и все последующие за ней события, как думаете, какие темы для песен выбрал бы Владимир Семенович Высоцкий сегодня, если бы остался жив? В каких бы фильмах он снимался?
- Мы можем, конечно, только рассуждать об этом. Многие считают, что он, пережив, какой-то критический момент, вдруг исчерпал бы себя в коротких песнях-балладах, на которые походят его произведения, и начал бы искать и пробовать себя в новых формах творческого выражения.
У него ведь не было сверхоригинальных тем, в чем-то, может быть, он оставался банальным. Но другое дело, как он это делал. Например, во все времена плохие и прекрасные поэты писали о дружбе. Но Высоцкий написал по-особенному, да так, что завладел мыслями и душами людей. Я думаю, что и сегодня он бы мог сделать так, чтобы к нему прислушивались.
В нем не может быть наносного, наигранного, поэтому он Высоцкий. Я думаю, что Высоцкий не изменился бы по сути и не стал вдруг более хладнокровным, космополитичным по отношению к своей стране, народу и близким людям. Он никогда не оставался равнодушным, и, думаю, остался бы таким же.
- Я благодарю вас за это интервью для «Арсеньевских вестей» и желаю удачи.