Виктор Олегович Пелевин
- русский писатель, книги которого переведены на основные языки мира, включая японский и китайский. French Magazine включил Пелевина в список 1000 самых влиятельных деятелей современной культуры.
По результатам опроса на сайте OpenSpace.ru в 2009 году Пелевин был признан самым влиятельным интеллектуалом России. Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993) и «Национальный бестселлер-2004, «Нонино-2001» в Зальцбурге, как лучшему иностранному писателю.
ВЕЛИКИЙ HAMSTER
(отрывок из книги Виктора Пелевина «ЛЮБОВЬ К ТРЕМ ЦУКЕРБРИНАМ»)
…Я никогда раньше не задумывался прежде, с кем, собственно, вступает в любовную связь пользователь интернет-порнографии.
С далекой актрисой? Это вряд ли, она осталась в прошлом.
Со своим воображением? Тоже вроде бы нет – пользователь смотрит на экран, где все уже нарисовано.
С картинкой на экране? Но в сознании бедняги происходит самое настоящее соитие, и он, так сказать, торжествует над увиденным, иногда по три-четыре раза в день.
Мне поначалу даже не приходило в голову направить в эту сторону свое служебное зрение – но однажды, глядя на упражняющегося в одиночестве Иннокентия, перед которым елозила на мониторе очередная связанная колбаской тян, я заметил вокруг него какую-то тень.
Не то, чтобы возле Кеши порхало черное привидение, нет. То, о чем я говорю, было сперва скорее ощущением.
Вокруг Иннокентия сгущалась засасывающая чернота, которая становилась тем гуще и холоднее, чем ближе он подбирался к моменту своего таза (очень верное переложение слова «экстаз» применительно к пользователю фотографических отчетов былой любви)
А потом … он слился с темнотой как с женщиной. Словно бы из монитора выскользнул черный лохматый цветок, сложился вокруг вздрагивающего Кеши, вобрал в себя пламя его радости, сжал на секунду. Как бы взвешивая – и, найдя его слишком легким, уполз обратно в монитор, оставив чуть похудевшего и постаревшего беднягу на месте.
И сразу же я увидел тысячи, миллионы, сотни миллионов других мониторов – и ту же самую черную засасывающую тьму, питающуюся скудными городскими радостями, закатанных в бетон людей.
Я попытался понять, что такое эта тьма, и увидел подобие огромного черного полипа, какое-то прилепившееся к миру зияние. В него и улетала неразделенная человеческая страсть, бьющая по ложным целям. Говоря научно, это был огромный мировой паразит, опирающийся на кремниевую информационную структуру. И я заметил, что он затягивает своих регулярных партнеров, в том числе и Кешу, в очень неприятные и однотипные формы будущего.
Поверьте мне на слово, невозможно понять новое поколение, всех этих креаклов, хипстеров и прочих марчандайзеров, не принимая в расчет того, что все они с раннего отрочества – супруги заэкранной тьмы (выражение «экранный дрочила» более точно передающее суть вещей, кажется мне слишком вульгарным).
Нет ничего трогательнее предположения пожилых литературоведов, что кто-то из наших современников однажды напишет про этих бедняг «Бесы-2». Тут нужно совсем другое название. Например, «Veliky Hamster» ( непременно по –английски, чтобы подчеркнуть сдвиг, произошедший в нашей культурной парадигме со времен «Бесов-1» и Великого Хама).
Постоянное сожительство с экранной иллюзией острым крюком цепляет слабый хипстерский ум и тащит в будущее по очень странным маршрутам. Это главное. А то, что русскому хипстеру нередко бывает свойственна мелкобуржуазная психология - чисто эстетический эпифеномен, не имеющий никакого отношения к сути вопроса.
Чтобы понять, зачем существует интернет, надо поглядеть, чем он занят. А занят он в основном тем, что прокачивает сквозь себя порнуху – она составляет, по меньшей мере, треть трафика.
Этот пульсирующий черный полип, разросшийся над кремниевой инфроструктурой… подобен тяжкому грузу, который постепенно налипал на мировое блюдо – и необратимо выводил его из баланса, смещая древнее равновесие. Он затягивал в свою воронку Кешу и огромное число его товарищей по несчастью – медленно и непреодолимо, так что предотвратить будущую катастрофу было уже нельзя никакими усилиями грядущих Киклопов.
Братьев по разуму человек встретил давно, вернее они встретили человека. Но предпочли не слишком показываться ему на глаза. Сперва они держали себя скромно, но потом все изменилось. Кремниевая революция была прибытием в наш мир сначала десанта с чертежами плацдарма, а затем и сил вторжения..
Но черный кремниевый полип не был единственным бичом Земли. Я тут же увидел и других паразитов, которые облепили многострадальное человечество, показавшееся мне в тот момент чем-то вроде питательной культуры в огромной лабораторной тарелке, где разрослось не меньше ста видов разной плесени…