В День рождения Владимира Семеновича Высоцкого к театру СодружествО актеров ТаганкИ стекались люди. В театре по традиции должен был состояться авторский спектакль Николая Губенко о человеке и поэте, чьи стихи и судьба потрясли многих. У входа в театр на Таганке, в знак вечной памяти поэта, барда и артиста Владимира Высоцкого лежали красные гвоздики.
Время неумолимо мчится вперед, но оно всегда проверяет на прочность слово, и особенно написанное поэтом. Стихи Владимира Высоцкого бессчетное количество раз давали второе дыхание и наполняли верой жизни людей самых разных профессий, с абсолютно разными взглядами и характерами. Как показало время, его оценка происходящего в действительности оказалась одной из самых исчерпывающих и глубоких. Она применима и к сегодняшнему дню.
Николаю Губенко – режиссеру спектакля, автору литературной композиции и сценографии удалось, прежде всего, донести свое собственное понимание душИ поэта, которого он лично близко и хорошо знал. Они с Высоцким — представители одного поколения, которые начинали вместе работать в театре на Таганке и порой играли одни и те же роли. Кому как не ему знать, что таилось в этом огромном сердце поэта, барда и актера, которое так быстро и внезапно сгорело.
Тень человека, ушедшего в небо
Спектакль длился 1 час 40 минут без антракта. Полтора часа эпохи Высоцкого пролетели как одно мгновение – как кони вдоль обрыва над пропастью. Именно так стремительно и как будто в вечной неравной битве со временем промчалась жизнь Владимира Семеновича.
«Высоцкий Владимир Семенович» — второй спектакль, поставленный и сыгранный на сцене «СодружествА актеров Таганки» (первой была постановка «ЧайкИ» Сергея Соловьева – прим. авт).
С тех пор спектаклем «ВВС» (Владимир Семенович Высоцкий) открывается каждый новый сезон театра. Постановка, можно сказать, стала флагом, под которым живет и созидает творческий коллектив театра Содружества актеров на Таганке.
Именно это показал режиссер в финале спектакля. Саван, который держат артисты, накрывает всю сцену. А потом, медленно поднимаясь вверх, он закрывает ее пространство, и лишь под светом прожекторов видна тень человека, поднимающегося по лестнице вверх – будто прямо в небо. Еще мгновения – и над сценой, на саване появляется портрет Владимира Высоцкого, и артисты, еще не так давно исполнявшие шуточные песни из репертуара Высоцкого, останутся на корабле в виде декораций и будут читать строки из его же стихотворений, но уже пронизанные надрывом и ощущением поэта приближающейся смерти.
Слова с точным попаданием в цель
Я не возьмусь пересказывать содержание песен Владимира Высоцкого, хотя лучшие из них – это своего рода чья-то маленькая жизнь или хотя бы ее фрагмент. Его песни разные – лирические и веселые. Его песни – монологи от имени людей разных профессий и даже предметов, размышления самого автора о жизни и времени.
Его уличная манера исполнения сочеталась с философичностью и сделала его популярным.
В его песнях нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Он мыслил так, как мыслят и ищут лучшие люди из поколения.
Мне показалось, что Николаю Губенко удалось показать всю глубину личности Высоцкого, которая выразилась в его поэзии – его веселый нрав и меткий юмор, его надрыв и боль, и какое-то концентрированное состояние человека, шагающего по лезвию ножа.
Как замечали критики о спектакле «ВВС», первостепенным залогом успеха спектакля стало приближение души одного таланта к душе другого таланта, покинувшего нас.
И вот звучит финальная песня тех, кто остался на корабле… Им еще отправляться в путь на нем. Сколько кому отмерил Бог.
25 января Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 77 лет! Но слова его песен по-прежнему бьют точным попаданием в цель, потому что в них нет фальши. Он пел, как жил.
Наталья ФОНИНА.
«Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем, -
Как бы так угадать, чтоб не сам – чтобы в спину ножом:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, -
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок,
И ударит душа на ворованных клячах в галоп
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок.
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб».
Владимир Высоцкий.