Обычай преподносить подарки на Рождество связан с евангельской историей о волхвах, принесших дары младенцу Иисусу.
Евангелист Матфей повествует об этом кратко, не давая никакой расшифровки о том, кто были эти маги с Востока: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.»,— Мтф.2:1-12
О том, кто были эти волхвы (мудрецы, маги – в другом переводе), нет ни слова, и это говорит о том, что волхвы были Великими Посвященными, поскольку анонимность дарителя – один из основных принципов духовной практики Востока. Евангелист не сообщает имена волхвов и сколько их было, но народная молва наделила их и именами, и числом — трое – по количеству принесенных даров. В соборе немецкого города Кельна имеется рака с их останками, о подлинности которых споры то затихают, то усиливаются.
Те же споры идут и о Вифлеемской звезде..
ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА
Что это была за звезда, которая указывала путь волхвам? Одни считают Вифлеемскую звезду вспышкой сверхновой, другие – кометой, третьи — видимым сближением на небосводе двух ярких планет. И у каждой из этих версий есть свои приверженцы и свои доказательства.
Например, версия о вспышке сверхновой основана на наблюдаемой в 1572 году вспышке сверхновой в созвездии в Кассиопея, вскоре после которого выдающийся итальянский ученый Джероламо Кардано высказал мысль, что эта звезда вспыхивала периодически и раньше, и одно из ее появлений, пришедшееся на начало нашей эры, осталось в памяти человечества как Вифлеемская звезда.
Первыми версию о том, что Вифлеемская звезда была кометой, выдвинули сами богословы. В III веке нашей эры параллель между звездой волхвов и кометами провел Ориген. Позднее к его точке зрения присоединился блаженный Иероним. Позже появились сторонники кометной версии и среди астрономов. Они главным образом пытались отождествить евангельскую звезду со знаменитой кометой Галлея, которая регулярно подлетает к Земле через каждые 75-76 лет. Другая претендентка на роль Вифлеемской звезды обнаружилась в китайской летописи «Ханьшу», которая сообщает, что «весной 5 года до н.э. в созвездии Козерога «на протяжении более 70 дней» наблюдалась «звезда-метла» (обычное в китайских хрониках обозначение комет), а весной следующего, 4 года до н.э., в созвездии Орла виднелась «лучистая звезда».
Третья версия — предположение о сближении ярких планет, восходит к записи в хронике Вустерского монастыря (Англия), датированной 1285 годом: «В тот же год было соединение Сатурна и Юпитера в Рыбах, какого не случалось с Рождества Христова и не случится, по расчетам астрономов, еще очень долго». Современные специалисты рассчитали, что указанное небесное явление имело место, по принятому в средневековой Англии юлианскому календарю, 24 декабря 1285 года, в самый канун Рождества, и Сатурн от Юпитера на небесной сфере отделяли всего 0 градусов 17 минут». Это считается очень редким соединение планет.
В наше время есть только две группы лиц, у которых нет никаких сомнений относительно природы Вифлеемской звезды. Первые –догматики верующие, для которых Вифлеемская звезда была, и точка: Божьи дела не обсуждаются! Вторая группа столь же категорична: Вифлеемская звезда – НЛО, над Вифлеемом висела тарелка, с которой спустились волхвы.
Что касаемо того, куда «звезда-тарелка» подевалась, то тут существует легенда о том, что двигаясь на запад, Вифлеемская Звезда остановилась над Пещерой Рождества, указывая на место рождения Иисуса. В этой пещере был колодец, на дно которого по преданию, и упала Вифлеемская Звезда. Считается, что если долго смотреть вглубь этого колодца, то можно увидеть ее мерцающий свет..
В Пещере Рождества францискианцами – монахами католического нищенствуещего ордена – в 1717 году была установлена серебряная Звезда Вифлеема с 14 лучами, которые символизировали 14 остановок Крестного пути Христа в Иерусалиме. В 1847 эта звезда была похищена турками, что послужило причиной Крымской войны 1853-1856 гг.
Что касается того, сколько было лучей у звезды, то одни их насчитали четырнадцать, другие – восемь, а в СССР было разрешено пять. На кремлевской елке их вроде теперь вновь восемь!
ЛЕГЕНДЫ О ВОЛХВАХ
Вот что пишет о трех волхвах в своей «Книге о разнообразии мира» Марко Поло:
«Большая страна Персия, а в старину она была еще больше и сильнее, а ныне татары разорили и разграбили ее. Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу. Здесь они и похоронены в трех больших, прекрасных гробницах. Над каждой могилой — квадратное здание, и все три одинаковы и содержатся хорошо. Тела волхвов совсем целы, с волосами и бородами. Одного волхва звали Белтазаром, другого — Гаспаром, третьего — Мельхиором.
Марко спрашивал у многих жителей города, кто были эти волхвы. Никто ничего не знал, и только рассказывали ему, что были они царями и похоронили их тут в старые годы. Но вот еще что узнал он все-таки: впереди, в трех днях пути, есть крепость Кала Атаперистан, а по-французски «крепость огнепоклонников». И это правда, тамошние жители молятся огню, и вот почему почитают они огонь: в старину, говорят, три тамошних царя пошли поклониться новорожденному пророку и понесли ему три приношения: злато, ливан и смирну, хотелось им узнать, кто этот пророк: Бог ли, царь земной или врач. Если он возьмет злато, говорили они, то это царь земной, если ливан, то Бог, а если смирну, то врач.
Пришли они в то место, где родился младенец; пошел посмотреть на него самый младший волхв и видит, что младенец на него самого похож и годами, и лицом; вышел он оттуда и дивуется. После него пошел второй и увидел то же: ребенок и летами, и лицом такой же, как и он сам; вышел и он изумленный. Пошел потом третий, самый старший, и ему показалось то же самое, что и первым двум; вышел он и сильно задумался.
Сошлись все трое вместе и порассказали друг другу, что видели; подивились, да и решили идти всем трем вместе. Пошли вместе и увидели младенца, каким он был на самом деле, а было ему не более тринадцати дней. Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну. Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек. Пошли три царя в свою страну.
Проехали они немного дней, и захотелось им посмотреть, что дал им младенец; открыли они ящичек и видят, что там камень. Дивились они, что бы это значило. А младенец дал им камень в знамение того, чтобы вера их, которую они восприяли, была тверда как камень. Как увидели три царя, что младенец принял все приношения, тут все и сказали, что он Бог, царь земной и врач. А младенец знал, что все трое одной веры, и дал он им камень в знамение того, чтобы были тверды и постоянны в своей вере.
Взяли три царя тот камень да бросили его в колодезь, не понимали они, зачем он им был дан, и, как только бросили они его в колодезь, с неба нисшел великий огонь прямо в колодезь, к тому месту, куда был камень брошен. Увидели цари то чудо и диву дались; жалко им стало, что бросили они тот камень; был в нем великий и хороший смысл.
Взяли они тогда от этого огня и понесли в свою землю, поставили его в богатом, прекрасном храме. Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему; этим огнем совершают они все жертвы и возжжения.
Если случится, что огонь тут потухнет, идут они к тем, кто держит тот же огонь и также молится ему; у них из их церкви просят они огня и возжигают свой; возжигают только от того огня, о котором я вам рассказывал; иной раз, чтобы найти такой огонь, ходят по десяти дней. Так-то здешние люди молятся огню. Много людей рассказывали Марко Поло и об этом, и о замке, и все то правда. Один из трех волхвов, скажу еще, был из Савы, другой — из Авы, а третий — из того замка, где огню поклоняются», — 31,32 главы ««Книга о разнообразии мира».
По преданию, мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, а в пятом веке — в Милан. Откуда в 1164 году останки трех волхвов кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель сначала перенес по суше на специальных подводах, а потом – на речном судне по Рейну в Кельн.
Вроде в предании все складно, но только оно никак не стыкуется по времени с тем, что пишет венецианский купец Марко Поло, родившийся в 1254 году и почивший в 1324 году. Самое забавное, что многие современные «богословы» говорят о подлинности мощей в Кельне, ссылаясь на Марко Поло.
ДАРЫ ВОЛХВОВ
По преданию, дары волхвов хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400-го года. Позже дары были перенесены в Константинополь для освящения новой столицы империи, где их поместили в храме Святой Софии.
Затем дары попали в город Никею, где хранились около 600 лет, после чего вновь возвратились в Константинополь. После его захвата османами в 1453 году, дары волхвов были переправлены на Афон, где они с тех времен хранятся в монастыре святого Павла. Впервые за все эти пять с половиной столетий, они один раз покинули Афон и посетили Россию, Беларусь и Украину, их сопровождала делегация монахов во главе с настоятелем монастыря, более 50 лет живущим на Святой горе Афон, архимандритом Парфением (Мурелатосом).
6 января 2014 года Москва выстроилась во многокилометровую очередь пред храмом Христа Спасителя для поклонения дарам волхвов.
О чем молили верующие во всех трех славянских республиках? Ну уж точно — не о войне. Так почему же она разразилась? Иные считают, что дары не подлинные, другие говорят, что не о том молили.
Но дело не в том, подлинны дары волхвов и их мощи или нет, и сколько лучей имела Вифлеемская звезда. Дело в том, что не та вера, что от чуда происходит, а то чудо – что от веры исходит. А сильна вера светом нашего сердца, которое и есть наша личная вифлеемская звезда, указывающая каждому именно его Путь!
Будем дарить новогодние, рождественские и все прочие подарки всегда от сердца, и пусть наша звезда разгорается все ярче, ведь только Светом побеждается тьма!