В стародавние времена, жил персидский царь Артаксеркс. Богат был тот царь несказанно, царство имел обширное от области Индийской до Ефиопии, над ста двадцатью семью областями власть имел. И сделал этот царь великий пир в престольном городе Сузах по случаю двухлетия своего на царском престоле.
Созвал царь на этот пир всех вельмож своих, князей, отважных воинов и правителей областей. Пировали они целых полгода, да так славно, что в конце закатил царь еще и для всех жителей престольного города, от большого до малого, семидневный пир в саду дома царского.
Изукрашен этот пир был без пренебрежения к простолюдинам: ложа золотые и серебряные, покрывала узорчатые из дорогих тканей, напитки в золотых и серебряных сосудах. Вин и яств было в великом предостатке, но пир шел чинно, царь дал повеление управляющим, чтобы делали все по воле каждого. Так что никто не толкался, знали – всем в изобилии.
Глядел царь на счастливые лица своих подданных знатных и простолюдинов и захотелось ему еще сильнее их порадовать. Приказал он своим евнухам привести на пир царицу в венце царском, чтобы показать красоту ее всем собравшимся.
Давала царица в это время пир на своей половине женской. Была она красоты неописуемой, рода высокого, и гордилась собою несказанно, и потому показалось ей недостойным показать себя народу неименитому. И не пошла царица на пир по приказанию царя.
Царь на это сильно осерчал, а тут еще и князья масла в огонь подлили, видя, как царя перекосило от отказа царицы. Они ему и давай в уши вдувать, что узнают их жены, как царица царским словом пренебрегает, так же поступать начнут.
Царь слушал, слушал их, а потом и спрашивает: «А вы что бы на моем месте сделали?» Ну они и посоветовали ему указ царский выпустить и вписать в законы всех областей царства о том, что лишена царица царского звания и не увидит больше никогда царя, а царский венец передаст царь другой, которая лучше ее.
И полетели гонцы царские с этим указом, написанном к каждому народу на языке его, чтобы во всех областях царства знали с тех пор, что всякий муж — господин в доме своем.
Царь был храбрый, но не злой, побушевав, отошел и согласился, что нужна новая царица. Ну, тотчас же гонцы направились на поиски ее во все уголки царства, и, найдя самых красивых девиц, при этом отбирали среди них тех, которые были здоровы и имели белыми зубы, ногти на руках и ногах, и белки глаз. После чего их привозили в Сузы и помещали на женскую половину под надзор главного евнуха Гегая.
В течение двенадцати месяцев продолжались дни притиранья: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими. После этого девица входила к царю и могла перед этим требовать все, что пожелает. Множество девиц вошло на ночь к царю, но все они утром возвращались на половину наложниц.
Среди этих девиц была одна сирота, воспитываемая вместо дочери дядей, переселенным еще ранее в Сузы из Иерусалима вместе с другими евреями. Звали девушку Эсфирь, она была стройна, красива и, в отличие от других девиц, не заискивала перед евнухом Гегаем, чтобы он помог ей стать лучше других. Но и страха перед ним не испытывала. Это понравилось Гегаю, и он приставил к ней семь самых искусных наставниц.
А дядя Мардохей перед отправкой племянницы во дворец царский велел ей не сказывать царю, из какого она народа.
Когда пришло время Эсфири идти к царю, Гегай научил ее главному секрету, и царь полюбил девицу и надел на нее царский венец. И сделалась Эсфирь царицей вместо прежней. По поводу чего закатил царь большой пир, а также послабил иным областям налоги, а другим — льготы дал. На то она и любовь!
Через некоторое время узнал дядя царицы, Мардохей, о заговоре против царя и сообщил о том Эсфири, а она сказала царю. Было проведено расследование и вина заговорщиков была доказана. После чего, по заведенному обычаю, была сделана запись о Мардохее и всем этом деле в дневнике царя.
Но вскоре появился у Мардохея заклятый враг среди самых знатных и приближенных к царю. Звали его Аманом, и возвеличил его царь выше всех князей и вельмож. Все служащие у царских врат кланялись ему и падали ниц, так приказал царь. Один только Мардохей не кланялся и не падал ниц, ибо его вера не позволяла ему поклоняться кому-либо, кроме Господа.
И это отсутствие раболепия привело Амана в такую ярость, что он решил извести Мардохея, но найдя такого противника мелким по сравнению с собой, положил уничтожить всех соплеменников непокорного еврея, которые были в царстве.
И Аман пожаловался Артаксерксу, что есть у того в царстве такой народ, который живет по своим законам и законов царя не выполняет. И предложил истребить этот народ. И согласился царь и скрепил указ против евреев своим перстнем.
И посланы были гонцы с письмами во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев от мала до велика. И назначен был день и месяц казни.
Объявлен был указ и в Сузах, престольном городе, и Мардохей узнал о нем, как и все евреи, жившие в столице, и начался среди них плач и смятение.
И рассказали служанки Эсфири о происходящем в городе, и царица встревожилась. И послала одного из евнухов к Мардохею, и тот рассказал ему все, что случилось, и вручил ему список с указа царя, чтобы тот передал его Эсфири. А на словах просил передать племяннице, чтобы она шла к царю и молила о помиловании народа, к которому и сама принадлежала, о чем царь не знал.
Услышав все это от посыльного, прочитав царский указ, сильно опечалилась царица и послала сказать Мардохею, что всякому, и мужчине, и женщине, кто войдет к царю во внутренний двор, не быв позван, один суд – смерть. Жив останется только тот, к кому прострет царь свой золотой скипетр. А Эсфирь не была звана к царю целый месяц.
На что Мардохей ответил племяннице, что и она не спасется, если не попытается спасти народ. И добавил: не для такого ли случая и сделалась она царицей?
Царица на это ответила своему дяде, воспитавшему ее, как отец, что три дня будет она поститься и не возьмет в рот ничего, но, в свою очередь, пусть и он и весь еврейский народ, находящийся в Сузах, сделают то же самое. И пообещала после этого пойти к царю и или умереть, или умолить об отмене казни.
И пошел Мардохей и сделал, как приказала ему Эсфирь. И три дня не ел и не пил он и весь народ израильский, молясь Господу и воспоминая все дела Господни.
И царица Эсфирь постилась и молилась, объятая смертною горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби. И не вкушала ничего три дня. По прошествии трех дней Эсфирь оделась по-царски, и во всем великолепии своем, трепеща и призывая Господа, вошла во внутреннй двор и встала прямо против входа в дом царя. И увидел ее царь обрадовался ей. За делами государственными забыл царь обо всем. Простер он к Эсфири золотой скипетр свой, и подошла царица, и коснулась конца скипетра. И сказал ей царь: что тебе, царица Эсфирь, и какая просьба твоя? Даже до полуцарства будет дано тебе.
И пригласила она царя к себе на пир. Царь тут же согласился и послал за Аманом, чтобы попировать вместе у царицы. И попросила на этом пиру Эсфирь царя придти к ней с Аманом и завтра на пир.
Аман, придя домой, созвал свою семью и родственников, и стал хвастаться, что вот и царица Есфирь никого не позвала с царем на пир, который она приготовила, кроме него, и что и на завтра он к ней опять зван с царем.
Но, тут вспомнил Аман, что, идя после пира, он вновь увидел Мардохея, который вновь ему не поклонился, и впал в бешенство, и рассказал об этом родным и друзьям, что были в доме.
На что жена и родственники посоветовали Аману не мучиться, а завтра же повесить Мардохея. Аман тут же дал распоряжение приготовить для этого дерево.
Царь после пира у Эсфири прилег, но никак не мог заснуть и велел принести памятную книгу дневных записей, и читать их. И прочли ему среди прочих запись о том, как Мардохей раскрыл заговор и спас царя. И спросил Артаксеркс, как наградили Мардохея, и, узнал, что тот не получил ничего.
И увидел в это время царь Амана, который пришел поговорить с ним, чтобы повесили Мардохея на дереве, которое он приготовил. Но царь опередил его, спросив: что сделать бы тому человеку, которого царь хочет отличить почестью?
Аман подумал: кого захочет царь отличить, кроме меня? И посоветовал царю, чтобы для того человека принесли одеяние, в которое одевается царь, и привели коня, на котором ездит царь и возложили царский венец на голову его. И пусть первый из всей свиты царской подаст одежды и выведет коня тому, кого решил отличить царь. И посадит на коня того человека, выведет на площадь и провозгласит перед всем народом: так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью!
На это предложение Амана царь сказал ему: тотчас же возьми одеяние и коня, как ты сказал, и сделай это Мардохею, сидящему у царских ворот; ничего не опусти из всего, что ты говорил.
И сделав все это, Аман пошел в свой дом, и пересказал все, что случилось с ним. И сказали ему мудрые среди его друзей: если из племени Иудеев Мардохей, то не пересилишь его, ибо с ним Бог живый.
И пришли еще царь и Аман на пир к Эсфири, и спросил царь вновь во время пира: какое желание твое, царица Эсфирь? оно будет удовлетворено, и какая просьба твоя? хотя бы до полуцарства, она будет исполнена.
И просила царица избавить народ, к которому она принадлежала, от врага, готовившего ему истребление. И спосил царь: кто этот враг, и указала Эсфирь на Амана.
Чтобы привести в порядок чувства от услышанного и подумать, царь вышел в сад. Аман же кинулся к ногам Эсфири умолять о пощаде. По обычаю царица во время пира возлежала на ложе, припавшим к которому царь увидел Амана, вернувшись из сада, и в бешенстве закричал: он еще и насиловать царицу хочет в доме у меня!
И был повешан Аман на дереве, приготовленном им для Мардохея.
И позвал после всех этих событий царь Артаксеркс царицу Есфирь и ее дядю и Мардохея, и сказал им, что указ, написанный от имени царя и скрепленный перстнем царским, нельзя изменить. И предложил им самим написать новое письмо и скрепить перстнем царским, корторый он отдал Мардохею.
И Мардохей написал от имени Артаксеркса указ о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить.
Получив этот новый указ, собрались евреи в городах по всем областям царя Артаксеркса, чтобы дать отпор зложелателям своим. И никто не мог устоять пред ними, потому что все князья, сатрапы, областеначальники и другие исполнители указов царских во всем царстве поддерживали их из страха пред Мардохеем, который поднимался все выше и выше в доме царском.
Много в Библии и других историй о пользе поста и замечательных женщинах, но эта история, изложенная в «Книге Эсфири», имеет наибольшую популярность, к ней обращались художники и музыканты. Художники итальянского Ренессанса Боттичелли, Мантенья и Тинторетто, а также Рубенс и Рембрандт запечатлели эту историю на своих полотнах, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию «Эсфирь».
Чтение этой истории полезно для любого народа, как полезен и пост, который, как известно, практикуется во всех религиях, а в православии сейчас как раз время поста.
Надежда Алисимчик.
Картина Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» написана в 1660 году, находится в ГМИИ имени А. С. Пушкина.