фото

Никогда ненависть не уничтожалась ненавистью, лишь доброта прекращала ее, таков вечный закон». (Джаммапада, т. 165)

КОРЕНЬ СТРАДАНИЙ — НЕВЕЖЕСТВО

Как остановить колесо бесконечных перерождений полных страдания, боли, у которых один исход – смерть? Как достичь истинной свободы – ощущения полной неуязвимости нашего сердца — вечного сокровища нашей души? Как остановить страдания, если мы в вечной тревоге за будущее, пережевывая при этом без конца прошлое?

Согласно буддийской традиции, проблема, мучившая многие годы Готаму, ознаменовалось достижением им озарения. Размышляя от причины к причине, Готама дошел до источника зла, открыв цепь 12 его причин:

1. Существование есть страдание, ибо в нем заключены старость, смерть и тысячи страданий.

2. Я страдаю, потому что я рожден.

3. Я рожден, потому что я принадлежу к миру бытия.

4. Я рождаюсь, потому что я питаю в себе существование.

5. Я питаю, потому что я имею в себе желания.

6. У меня есть желания, потому что я имею чувствования.

7. Я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром.

8. Это прикосновение производится действием моих шести чувств.

9. Мои чувства проявляются, ибо, будучи индивидуальностью, я противопоставляю себя безличному.

10. Я индивидуальность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.

11. Это сознание создалось вследствие моих прежних существований.

12. Эти существования омрачили мое сознание, ибо я не знал.

Итак, источник и первопричина всех бедствий человечества – омраченность сознания и невежество. Готама утверждал, что невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий. Заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценимым, страдать там, где не должно быть страдания и, принимая иллюзии за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, — знанием тайны человеческого бытия и судьбы.

ПРИЧИНЫ СТРАДАНИЙ — НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ЖЕЛАНИЯ

Свет, который мог рассеять эту тьму и избавить от страдания, был дан Готамой Буддою, как знание четырех благородных истин:

1. Страдания, проистекающие из постоянно возобновляющихся рождений и смертей. 2. Причина этих страданий в жажде удовлетворения земных страстей и накоплении богатства, влекущих за собой отработку в следующем воплощении. 3. Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения и, тем самым, создании возможности сознательного приостановления круговорота бытия на земле.4. Путь к прекращению этих страданий состоит в развитии и совершенствовании состояний сознания, ведущих к постижению истины – прямого ( без книг, посредников и Интернета)знания духа.

Путь этот разделен был Готамой на восемь частей:

1) Правильное постижение закона причинности.

2) Правильное мышление.

3) Правильная речь.

4) Правильное действие.

5) Правильная жизнь.

6) Правильный труд.

7) Правильные бдительность и самодисциплина.

8) Правильная концентрация.

Человек, проводящий в жизнь эти положения, освобождается от страдания земного бытия, являющегося следствием невежества, желаний и похоти. Когда это освобождение осуществлено, достигается Нирвана.

Что есть Нирвана? Нирвана есть состояние сознания, где трепетом озаренности притекает истина – прямое знание духа.

Готамой Буддой также указаны десять великих препятствий, названных оковами:

1) Иллюзия личности.

2) Сомнение.

3) Суеверие.

4) Телесные страсти.

5) Ненависть.

6) Привязанность к земле.

7) Желание наслаждений и успокоения.

8) Гордость.

9) Самодовольство.

10) Невежество.

Чтобы достичь высшего знания, необходимо порвать все эти оковы.

В буддизме разработаны до мельчайших деталей подразделения чувств, мотивов умственного процесса, как препятствий и способов развития для облегчения самопознания, путем тренировки ума, обдумыванием каждого предмета в деталях.

ОБЩИНА

«Отказ от всего личного рождает чувство истинной свободы, от свободы рождается радость, от радости удовлетворение, от удовлетворения чувство покоя и счастья», – из устных традиций буддизма.

Два правила были необходимы для поступления в общину: полный отказ от личной собственности и нравственная чистота, остальные правила касались строгой самодисциплины и общинных обязанностей. Каждый, вступавший в общину, произносил формулу: «Прибегаю к Будде, прибегаю к учению, прибегаю к общине, как к разрушителям моих страхов. Первый своим учением, второе своей непреложной истиной и третья своим примером прекрасного закона, преподанного Буддою».

Общины Будды давали приют самым разнообразным устремлениям людей. В «Милинда-Панха» об этом разнообразии общинников говорится так: «Какие причины заставляют поступать в общину?», — спросил Милинда своего собеседника буддийского учителя Нагасену. На этот вопрос мудрец ответил: «Одни сделались сообщниками, чтобы избежать тирании царя; другие спасались от разбойников или же были обременены долгами, есть и такие, которые просто хотели обеспечить свое существование».

Одни шли к Будде из моральных затруднений личного или семейного характера, другие из корыстных побуждений – научиться чудесам, иные от материальных затруднений или социальной несправедливости, и таких было очень много. Самыми немногочисленными были те, кто приходил к нему из эмоциональной и моральной потребности совершенствоваться.

Отказ от собственности был очень строгим, причем главное было не отдать что-то, а научиться не считать что-либо своим. Однажды ученик спросил Будду: «Как понять исполнение заповеди отказа от собственности? Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой остался в окружении вещей, но не заслужил упрека». На что учитель ответил, что чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником. При этом Будда советовал иметь как можно меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени.

КАРМА — ЭТО НАШИ МЫСЛИ, СЛОВА И ДЕЛА

Что есть карма? Результат совершенного человеком дела, слова, мысли. При этом, внутреннее воздействие через мысль присуща лишь человеку – творению и носителю сознания. Отсюда колоссальная ответственность человека перед всем сущим и, прежде всего, перед самим собою. «То, что я называю кармой, есть лишь мысль, ибо, поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом». (Катхаваттху. Т. 8-9-36)

Карма создается мышлением. Мышление придает человеку моральную ценность, изменяемую поступками в ту или другую сторону. Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем: каждая буса — одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.

С бесконечной настойчивостью Будда старался внушить своим ученикам сознание моральной ответственности, вытекающей из закона кармы, указывая, что в этом заключался факт первичной истины. Истина, которая должна руководить всеми поступками человека. «Сомневаться в моральной мощи поступка — значит закрывать глаза на очевидность».

«Все существа имеют свою карму. Они наследники поступков и сыновья поступков. Они в полной зависимости от поступков. Поступки устанавливают между существами различия в состояниях — низменных и превосходных». (Маджх. Н. т. 3, стр. 202). «Соответствие между плодом и семенем не только точно, но действие, как всякое доброе семя, возрастает стократно».

Каждый человек, действием безошибочной кармы, получает в точной мере все должное, им заслуженное, не более и не менее. Ни одно благое либо злое действие, как бы пустяшно оно ни было, как бы тайно не содеянное, не минует точно уравновешенных весов кармы. Карма есть причинность, действующая в моральном также, как и в физическом и других планах.

Буддисты говорят: нет чудес в делах человеческих; что человек посеял, то он и пожнет. «Не существует места на земле или на небе, или под водою, также нет такого в недрах гор, где бы злое действие не принесло страдания породившему его». (Дхаммапада).

Как общее правило, люди возвращаются на землю до тех пор, пока сознание их не переросло земного уровня. Будда указывал, что существуют целые системы миров различных качеств, высших и низших, и что обитатели каждого мира соответствуют друг другу в своем развитии.

Подобно поступку раскаяние есть действие. Будда говорил: «Если содеявший зло человек осознает свою ошибку, раскается и будет делать добро, сила наказания истощится постепенно, подобно болезни, постоянно теряющей свое губительное воздействие по мере испарины больного». (Сутры 42 чл.)

Карма есть мысль, потому что качество мышления может изменить и даже совершенно освободить человека от воздействия кармы. Если бы поступки всегда нагромождались один на другой, человек был бы заключен в свою карму, как в заклятый круг. Но уча, что существует состояние сознания, которое может уничтожить воздействие содеянных поступков, Будда указал возможность прекращения страданий мира. Из всего сказанного ясно, что закон кармы и закон перевоплощения неделимы, ибо один является логическим следствием другого.

Не интеллектуальные накопления, а знания духа – основа буддизма. Не забудем, что слово лама означает учитель, а не монах. Уважение к книгам и книгохранилищам являлось традиционным в Тибете. Среди ученых лам существовал обычай проигравшего в ученом споре запирать в библиотеку.

Будда заповедал своим ученикам всегда излагать учение на народном разговорном языке и сурово осуждал всякую попытку «украшения» учения на искусственном литературном языке.

Многие данные говорят о той враждебности, которую он встречал среди аскетов и браманов, ненавидевших его. Первые за порицание их изуверств, вторые за отказ признать их права на социальные преимущества и на знание истины по праву рождения. Первым он говорил:— «Если бы можно было достичь совершенства и освобождения от уз, привязывающих человека к земле только отказом от животной пищи и человеческих условий, то лошадь и корова давно достигли бы его».

Вторым — «По делам человек становится парией, по делам становится браманом». «Огонь, зажженный браманом, и огонь, зажженный шудрой, одинаково имеют пламя, яркость и свет».

— «К чему привела ваша отделенность? За хлебом вы идете на общий базар и цените монеты из кошеля шудры. Ваша отделенность просто называется грабежом. И священные вещи ваши просто орудия обмана. Имущество богатого брамана не есть ли поношение божественного закона? Вы считаете юг светом и север тьмою — будет время, когда приду от полуночи и ваш свет померкнет. Даже птицы летят на север, чтобы там принести миру птенцов. Даже серые гуси знают ценность имущества на земле, но браман пытается набить золотом пояс и набрать сокровища под порогом дома. Браман, ты ведешь жалкую жизнь, и конец твой будет жалким! Если уйду на север, то оттуда и вернусь». (Со слов устной традиции буддистов Индии).

Как близки эти слова словам Христа, прозвучавшим спустя 500 лет. И как они актуальны сегодня!

Надежда Алисимчик

Источники: «Дхаммапада», «Основы буддизма».— Самара, 1990.

Фото Юлии Синицыной