Я знаю, что Брама умнее, чем все
Бесконечно именные боги.
Но Брама – Индиец, а я – Славянин.
Совпадают ли наши дороги?
(Константин Бальмонт, 1905 г.)
Индийцы верят, что живые существа постоянно перерождаются, что после каждой смерти наступает новая жизнь, за нею новая смерть и так без конца. Будда открыл тайну, как избегнуть навсегда перерождений, и возвестил , что его земная жизнь как Будды была последней.
Долго он мучился, но один раз, когда он сидел под деревом и думал все о том же, ему вдруг открылось то, чего он искал: открылся путь спасения от страдания, смерти и старости. Путь спасения представился ему в четырех истинах.
Первая истина была в том, что все люди подвержены страданиям. Вторая истина в том, что причина страданий – страсти. Третья истина в том, что для того, чтобы избавиться от страдания, надо уничтожить в себе страсти. Четвертая истина в том, что для того, чтобы уничтожить страсти, нужно четыре дела.
Первое - пробуждение сердца; второе - очищение мыслей; третье – освобождение себя от недоброжелательства и раздражительности; четвертое – пробуждение в себе любви не только к людям, но и ко всему живому.
Умерщвлять свою плоть излишне, нужнее всего очищение души от дурных помыслов. Истинное же освобождение – только в любви. Только человек, заменивший любовью свои похотливые мысли, порывает цепи невежества, страстей и находит избавление от страдания и смерти.
Когда Учение это открылось ему, Сидхарта оставил пустыню, перестал поститься и изнурять свое тело, и стал ходить по народу и проповедовать открывшуюся ему истину.
СХОЖДЕНИЕ С НЕБЕС
Перед своим последним воплощением будда пребывал на небе, которое зовется «Радостным». Когда будда готовится стать Буддою, он называется бодисатвою.
Кода он пребывал на «Радостном» небе в граде Тушита, раздался «Клич Будды». В мире бывает три великих клича: «Клич века», «Клич Будды» и «Клич царя Миродержца»
«Клич века» бывает раз в 100 тысяч лет и возвещает о разрушении старого и создании нового мира.
«Клич Будды» возвещает о рождении раз в тысячу лет всеведущего Будды.
«Клич царя Миродержца» возвещает о рождении раз в тысячу лет Миродержца, берущего на себя карму человеческих страстей, подобно Христу.
Услышали боги «Клич Будды» и поспешили в Тушиту. Преклонились они перед бодисатвою и сказали ему: «Когда ты стремился к 10 совершенствам, ты не думал стать Богом или Миродержцем, ты стремился лишь к всеведению для спасения людей, настало время стать Буддою». Потому Будда, находясь на земле, никогда не выдавал себя за Бога и не проповедовал никакого личного бога, он строго придерживался исключительно своей миссии – научить людей находить самим «лекарство» от страданий. Словом, в своем всеведении, в чужую «епархию» он не вторгался, а действовал исключительно в ключе Небесной Иерархии.
Прежде чем надлежало будде воплотиться на земле, были рассмотрены пять благоприятных возможностей его рождения: в какую эпоху, в какой стране, в каком месте в какой семье ему надлежит родиться и, кто станет его матерью.
После того, как все пять условий были учтены и решение было принято, бодисатва, окруженный богами, вступил в рощу Веселия. В этой роще боги провожают покидающих их для нового перерождения и напоминают уходящим о всем благом, что ими содеяно, и желают счастья в новой жизни.
Боги решили, что матерью Бодхисаттвы станет Махамая, супруга царя Шуддоданы, перерождавшаяся в течение ста тысяч веков и достигшая совершенства, которой оставалось жить на земле 10 лунных лет и семь дней.
По одной из легенд Бодхисатва, избрав царицу Майю своею матерью для воплощения на земле, принял образ чудесного белого слона и вошел в ее чрево. Такова небесная легенда.
ЗЕМНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ
По другой легенде, это был сон, который видела Майя. По древнему преданию, видение белого слона всегда означает воплощение божественного Аватара.
Согласно земным преданиям, в шестом веке до н.э. в Северной Индии, в предгорьях Гималаев, существовало поместье Капилавасту, оно было населено племенем Шакья, потомками солнечного рода кшатриев (воинов). В Капилавасту в то время и царствовал Шуддходана (по другой транскрипции Шуддодана), и от его жены Майи был рожден будущий Будда, получивший имя Сидхарта, что означает ( исполнивший свое назначение).
Царица Майя, дав рождение Бодхисаттве, на седьмой день умерла, а ее место заняла ее сестра Праджапати, которая впоследствии стала первой ученицей Будды и основала первую женскую буддийскую общину.
По рождению Бодхисатвы во дворец были приглашены самые сведущие брамины, из которых восемь самых ученых прочли предначертания Светил и сошлись во мнении: «Имеющий такие Знаки, как Царевич, сделается мировым монархом - Чакавартин, но, если он удалится от Мира, он станет Буддою и снимет пелену невежества с глаз Мира». При этом самый молодой из браминов добавил : «Царевич покинет Мир после того, как он увидит четыре знака, - старика, больного человека, труп и отшельника».
Царь, услышав об этих четырех знаках, решил удержать наследника во дворце и издал указ, чтобы царевич не увидел ни одного из этих явлений. Для этого во все четыре стороны на расстоянии четверти мили от дворца была выставлена стража.
Царевич получил блестящее образование, живя в городе, названным в честь великого Капилы, основателя философии Санкхья (размышление, исчисление). При этом Бодисаттва рос и воспитывался в самой утонченной изысканной роскоши. Во владениях его отца были созданы исключительно для царевича пруды синих, белых и красных лотосов. (Вот бы нам в России на каких-нибудь прудах так свой сине-бело-красный флаг оформить! То-то бы он искрился под солнцем!)
Царевич употреблял дорогие благовония, день и ночь белый зонтик оберегал его от дождя и зноя. Он имел три дворца, каждый по сезону года. В дождливый сезон музыканты, певцы и танцовщицы не покидали дворца.
Царь подыскал сыну и подходящую невесту – умную красавицу-царевну, которая понравилась и царевичу. Но отец невесты воспротивился: «Юноша изнежен, не знает никакого ремесла и не сможет независимо собственной работой поддерживать семью». Прямо наш человек, а не какой-нибудь современный олигарх, этот отец невесты.
Но царевич был готов и к такому повороту: устроили состязания самых искусных в воинском деле, науках, искусстве и ремесле. Царевич победил во всех видах и получил жену. И в придачу - главного врага на всю оставшуюся жизнь, двоюродного брата Девадатту.
Счастливо жили молодожены, но Космические Часы неумолимо тикали, и встретились бодисатве все четыре предсказанных звездочетами знака, и он узнал, что есть старость, смерть, болезни и нищета. И однажды велел он седлать коня.
Покидая навсегда дворец, пошел царевич взглянуть на сына, который перед тем только родился. Но светильник погас и он не мог рассмотреть младенца, а лишь смутно увидел, что мать держит руку на головке сына, лица которого не было видно из-за руки. И царевич решил не тревожить спящих.
ПУТЬ БУДДЫ – ОТКАЗ ОТ ИСТЯЗАНИЙ И СТРАДАНИЙ
Была ночь, когда царевич сел на любимого коня Кантаку, чтобы покинуть город, но тут явился ему Мара-искуситель, бог земной любви и смерти, и сказал: «Вернись! Через семь дней ты станешь царем Миродержцем, и будешь владычествовать над всею землею». «Не нужна мне власть царя Миродержца, я иду, чтобы стать Буддою». И сказал Мара: «Отныне ни на шаг не отойду от тебя и буду следить за тобою, чтобы знать, когда у тебя явится хотя бы даже мысль о страсти, недоброжелательстве или зле». С тех пор Мара следовал за ним, как тень.
Попрощавшись с любимым конем далеко за городом, бодхисатва обменял свои одежды на рубище, вступив таким образом на путь отшельничества для поиска истины. Много мудрых учителей посетил он на этой тропе, но ни один учитель не указал ему путь к спасению, которое приводит к полному освобождению от страстей, то есть нирване.
Тогда стал он в одиночестве предаваться созерцанию, подавляя в себе все желания. В неподвижности сидел он много дней под деревом, недалеко от деревушки Урувилла, не принимая пищу. Но озарение от этих истязаний плоти не посетило его, просветления он не достиг.
И когда он совсем обессилел и запас его жизненных сил был на исходе, явился к нему Мара с предложением оставить истязания плоти, поскольку бодхисатва уже на грани смерти от истощения, и потому, куда полезнее поесть досыта и заняться добрыми делами, принося пользу людям.
Не добившись успеха, направил Мара ему своих трех любимых дочерей: Вожделение, Неудовлетворенность и Страсть. И явились они в образе прекрасных обольстительных девушек и стали искушать царевича, но он не обратил на них никакого внимания.
И понял Бодисатва, что голодом и самоистязанием не достичь высшего познания. И он принял пищу, чем горько разочаровал пятерых монахов, ожидавших, что Гаутама достигнет истины своим истязанием, и сообщит ее им первым. И они с презрением покинули его: «Излишествует монах Гаутама, оставил он искание главного».
Подкрепившись, углубился Бодисатва в размышления, где же искать освобождения от страдания, и вспомнил он все свои прежние воплощения, где было все одно и то же: рождение, счастье, страдание, смерть. И понял бодисатва, что сущность преграды к спасению в дурных словах, дурных делах, дурных мыслях. И беспокойство поиска сменилось глубоким спокойствием обретения Истин, и он стал Буддою.
И стал он размышлять, что делать ему с этим откровением, и решил, что не стоит открывать его людям, они не признают этих истин, что будет для него невыносимым мучением.
Но Бог Брама напомнил ему, что гибнут люди от незнания высших законов, страдая и умирая без надежды. И внял Будда голосу Небес, он исполнился сострадания и принял на себя подвиг проповеди нового учения. Каково это, «вливать новое вино в меха старые?», проповедовать общину в стране с жесткой кастовой системой и тысячелетней властью браминов? Это нам сейчас кажется чем-то неважным и само-собой разумеющимся, даже как бы вообще не заслуживающим внимания. Но начни сейчас любой излагать что-то помимо политических, религиозных, научных и иных общепризнанных шаблонов, каково ему придется? А уж что говорить о религии, попробуйте публично возразить православию на свой манер и окажетесь там, где недавно наши Пуси побывали.
Но не устрашился Будда и принял на себя подвиг учительства. Пошел он к городу Бенаресу, где в то время были те самые пять нищих, которые первыми хотели услышать его откровение, но ушли, потеряв веру. Пришел он в Рощу Ланей, увидели его эти пять нищих и решили не кланяться ему и не говорить с ним, как с отступником.
Но против своей воли пошли ему навстречу. И сказал он им свою первую проповедь о том, что вступивший на Путь не должен впадать в две крайности: в низкие плотские страсти, соединенные с грубостью и чрезмерностью в этих наслаждениях, а также не впадать в крайность самоистязания - крайности скорбной, не святой и тщетной. И преподал им истину о срединном пути, к которому ведет познание четырех святых истин, каждая из которых состоит из 8 частей. Изложил Будда их пятерым монахам, и они стали его первыми учениками.
Прошло две с половиной тысячи лет, но буддизм не умер, напротив, получил широкое распространение во всем мире, число его приверженцев все прибывает в наш интеллектуально-просвещенный век. Почему, если все это - сказки?
Надежда Алисимчик.
При подготовке публикации использованы источники: Авагоша «Жизнь Будды» в переводе К. Бальмонта, С.Ф. Ольденбург «Жизнь будды», Е.И. Рерих «Основы Буддизма».
Фото.: http://www.lost-buddha.ru/ Ступа Дхамекх, храмовый и монастырский комплекс, возведенный на месте проповеди Будды при Императоре Ашоке, принявшем буддизм в 3-ем в. до н. э..
Внизу: статуя Будды - http://www.india-fest.ru/novosti/?PAGEN_1=2