фото

Почему все древние крупицы сведений о жизни учителей человечества — Будде, Христе и Мухаммеде, — важнее самых современных ученых исследований? Хотя имеется много древних повествований о жизни каждого их этих основателей трех мировых религий, но никто не может точно сказать, что из этих рассказов было действительно, а что только предание.

Сами эти учителя не написали ни строчки о себе и все рассказы о них составлены их последователями и учениками, которые передавали в них свои представления, не думая совершенно о том, что есть строгая историческая правда в их рассказах. И вовсе не потому, что они кого-то хотели заставить поверить таким способом или ввести в заблуждение, а потому что они не сомневались, что это так.

И потому, как бы ни старались современные ученые найти свою историческую правду, они никогда из нее не сложат цельный образ Будды, Христа и Мухаммеда так, как их представляли себе их ученики и последователи.

И потому важны и живы только образы Будды — буддистов, Христа — христиан и Мухаммеда – мусульман. И чем ближе эти образы к своей эпохе, тем они живее. При этом границы неизведанного о жизни учителей человечества постоянно отодвигаются вглубь веков новыми артефактами. И эти артефакты не вычеркивают, а добавляют к ранее известному о них, расширяя его горизонты. Подобно тому, как теория Эйнштейна не перечеркнула более ранние теории Ньютона, но дала им новое понимание и отвела новое место, столь же научно обоснованное, как и прежде.

Что ответил Август Кесарь Тиберий на письмо Пилата, которое было опубликовано в предыдущем номере «Арсеньевских вестей» в рубрике «Братство религий». Этот ответ приводится ниже.

ОБРАЩЕНИЕ ПИЛАТА

Когда в город римлян прибыли донесения, которые были прочитаны Цезарю в присутствии многих людей, все они были возмущены, что из-за беззакония Пилата во всей земле наступила тьма и случилось землетрясение. Цезарь, страшно разгневавшись, отправил воинов, приказав им доставить Пилата в оковах.

После того как привезли его в Рим, Цезарь, узнав о его прибытии, воссел в храме богов в окружении сената, армии и всех властей и приказал Пилату предстать перед ним. И сказал Цезарь:

— На что ты дерзнул, видя такие чудеса, творимые тем человеком? Решившись совершить злое дело, ты принес погибель всему миру.

Пилат же сказал:

— О всемогущий царь! Не виноват я в этом, зачинщики же и виновники — иудеи.

Тогда Цезарь спросил:

— Кто они?

Пилат сказал:

— Ирод, Архелай, Филипп, Анна, Каиафа и весь иудейский народ.

— Почему же ты последовал их совету? — спросил Цезарь.

И ответил Пилат:

— Потому, что народ этот мятежен, беззаконен и не подчиняется твоей власти.

И сказал Цезарь:

— Когда они передали Его тебе, ты должен был в безопасности отправить Его ко мне и не допустить, чтобы они распяли такого человека, справедливого и творящего чудеса, как ты сам сообщил в своем донесении, ибо ясно из этих чудес, что Он был Иисус Христос, царь Иудейский.

Как только Цезарь произнес эти слова, назвав имя Господа Христа, все изображения богов упали и рассыпались в прах на том месте, где сидели Цезарь и сенаторы. А окружающий Цезаря народ затрепетал из-за того, что пали их боги от произнесенного слова, и все, охваченные страхом, разошлись по своим домам, потрясенные случившимся. Цезарь же приказал бдительно охранять Пилата, ибо знал тот истину об Иисусе.

На следующий день Цезарь, восседая на Капитолии, снова допрашивал Пилата. И сказал Цезарь:

— Скажи нам правду, ты, безбожник, ибо из-за твоего безбожного деяния, когда наложил ты руки на Иисуса, даже здесь как результат твоих злодеяний упали и разбились наши боги. — И добавил: — Кто он такой, Распятый, что одно только имя Его приводит к уничтожению всех богов?

И ответил Пилат:

— Все сообщенное о Нем — истина, ибо меня самого убедили деяния Его в том, что сильнее Он всех богов, которых мы почитаем.

Сказал Цезарь:

— Зачем же ты совершил такой дерзкий поступок против Него, если ты знал, кто Он? Или ты замышлял зло против моего царства?

Пилат же ответил:

— Я сделал это из-за мятежа и беззакония иудеев.

Разгневанный Цезарь собрал на совет сенат и все власти. Приказал он написать следующее распоряжение против иудеев:

«Лициния, главного (правителя) над восточными провинциями приветствую. Стало известно мне о злостном деянии, совершенном в недавнее время жителями Иерусалима и иудеями из окрестных городов, а именно, что они вынудили Пилата распять некого бога по имени Иисус. Из-за этого дурного дела по всему миру настали тьма и разрушения.

Я желаю немедленно, чтобы ты с большим числом войной отправился туда и захватил их в плен согласно этому распоряжению. Повинуйся и выступи против них и отправь их в рассеяние по всем народам, чтобы они рабствовали у них. Изгнанный из всей Иудеи, этот народ окажется столь ничтожным, что совсем не будет заметен, — за то, что был преисполнен зла».

Когда узнал об этом предписании Лициний в восточных землях, то, объятый страхом, он погубил весь народ иудеев. Находившихся в Иудее он отправил в изгнание и заставил быть рабами у других народов. Цезарь же, узнав о содеянном Лицинием в восточных землях, похвалил его.

И снова Цезарь учинил допрос Пилату и приказал затем начальнику по имени Альбий отсечь голову Пилату, сказав:

— Как он наложил руки на праведного человека, именуемого Христом, так и сам должен пострадать, и не будет ему спасения.

Пилат же, придя на место казни, взмолился про себя:

“Господи, не наказывай меня вместе со зловредными евреями, ибо не схватил бы я Тебя, если бы не вынудил меня народ беззаконных иудеев, затеявших мятеж против меня. Ты знаешь, что я совершил это по незнанию. Не уничтожай меня за этот грех и не помни зла мне и рабе твоей Прокле, которая стоит рядом со мной в час моей смерти и которую Ты избрал для пророчества о том, что будешь Ты пригвожден к кресту. Не наказывай ее за мой грех, но помилуй нас и причисли к сонму праведников Своих”.

И как только окончил Пилат молиться, раздался голос с неба:

— Благословляют тебя все колена и все отцы народов за то, что из-за тебя исполнились все пророчества обо Мне. И во время Второго пришествия Моего ты сам будешь свидетелем, когда буду Я судитъ двенадцать колен Израиля и тех, кто не принял имени Моего.

И как только префект отрубил голову Пилату, тотчас ангел подхватил ее. Жена же его, Прокла, увидев приблизившегося и взявшего голову Пилата ангела, преисполнилась радостью и испустила дух. И была похоронена вместе с мужем своим.

Источник: «Апокрифы древних христиан», изд. «Сфера», Москва, 2004 г. Перевод И.С. Свенцицкой.

ДРУГИЕ ВЕРСИИ

Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. Что касается «Донесений Пилата Тиберию», то ссылки на них встречаются уже у авторов II—III вв. Кроме того, есть еще одно донесение Пилата Тиберию, которого в данный момент у меня нет под руками. Оно относится ко времени суда над Христом. В нем Понтий Пилат просит военное подкрепления у Тиберия, опасаясь мятежа иудеев в ьлм случае, если он отпустит Христа, в котором не нашел никакой вины при допросе. А свое войско Пилат в это время отправил в Сирию. Ко мне это письмо попало в незапамятные времена вместе с легендой, что его переписал и тайно вынес из библиотеки Ватикана какой-то студент.

Кроме того существуют и другие предания о Пилате раскаявшемся и обратившемся к христианству. А Эфиопская православная церковь почитает Пилата в лике святых 25 июня его вместе с его женой Прокулой, которую она тоже канонизировала.

Но существуют и другие, более поздние версии смерти Пилата, например, Евсевий Кесарийский говорит о его самоубийстве.

К печати подготовила Надежда Алисимчик

ХРИСТИАНСКИЕ ПРИТЧИ

Словно звезды рассыпаны христианские поучения старцев и притчи, внимая им, идем к самим себе

БЛИЖАЙШИЙ ПУТЬ К БОГУ

Ученик как-то сказал своему учителю:

— Милый мой учитель, я не могу больше выносить, чтобы что-то отвлекало меня. Как найти мне ближайщий путь к Богу?

Учитель ответил:

— Где путь труднее, там ты и иди; бери то, что бросает мир; и что делает мир, ты не делай. Иди противно миру во всех вещах, и тогда ты придешь к нему ближайшим путем.

ТРИ МОНАХА

Было три трудолюбивых монаха. Один избрал для себя дело – примирять сорящихся между собой людей. Другой – посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор между ними, не мог излечить всех и со скорбью при к посещавшему больных, нашел его также ослабевшим и не исполняющим своего обета. Согласившись, оба пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:

— Смотрите на воду.

А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя некоторое время он опять говорит им:

— Смотрите, вода устоялась.

Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица в ней, как в зеркале. Тогда он сказал им:

— Так бывает с человеком, живущим среди людей, — от смущения он не видит грехов своих, а когда он безмолствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки.

ТЫ НИЧЕГО НЕ ИМЕЕШЬ

Однажды к одному старцу пришла дева и сказала:

— Авва, я провожу шесть недель в посте и изучаю Ветхий и Новый Завет.

Старец ответил:

— Сделалась ли тебе скудость – все равно что изобилие?

— Нет.

— Бесчестие, как похвала?

— Нет.

— Враги, как друзья?

— Нет.

— Тогда, — говорит мудрый старец, — иди и трудись, ты ничего не имеешь.