«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду… А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» Мтф. 5:39, 40,44
Лев Толстой посвятил осмыслению этой заповеди много своих статей, издаваемых при его жизни преимущественно в Англии. И именно там, в Англии, эти статьи нашли своего самого горячего приверженца завета о ненасилии. И, что еще более удивительно, применив на практике теорию ненасилия, этот последователь Льва Толстого заставил Англию без единого выстрела покинуть Индию после 200-летней колонизации. В Индии этого последователя называют Махатмой (Великая Душа).
ЖИЗНЬ ПО ЗАКОНАМИ КАСТЫ
Мохандас Карамчанд Ганди на 41 год моложе Льва Толстого. Он рос в религиозной индусской семье, где строго соблюдались религиозные обряды: богослужение в храмах, принятие обетов, соблюдение постов, строжайшее вегетарианство, самоотречение, чтение священных книг индусов, беседы на религиозные темы. Все шло по колее тысячелетних предписаний индуизма с его жестким разделением на касты и сословия. Его семья принадлежала к торговому сословию, отец занимал пост главного министра (дивана) Порбандара – столицы штата Гуджарат. О матери сам Ганди вспоминал, как о «…святой женщине. Она была глубоко религиозна и не могла даже подумать о еде, не совершив молитвы».
Напомню, – Махатма Ганди не имеет никакого отношения ни к Индире Ганди, ни к каким-либо другим политикам с такой фамилией.
Вся жизнь индусов тех времен текла по строгому распорядку касты, к которой они принадлежали. В 13 лет Мохандас Ганди без сопротивления женился на ровеснице. По воспоминаниям самого Ганди, женитьба очень отвлекала его от школьных занятий, куда интереснее было играть с новой подругой. Спасал индийский обычай отправлять новобрачную погостить у своих родителей. «Родители не разрешают молодой чете долго оставаться вместе. Ребенок-жена большую часть времени проводит в доме своего отца, в возрасте от 13 до 18 лет мы были вместе в общей сложности не более трех лет»,— вспоминает Ганди. Но все же из-за женитьбы он потерял год, и пришлось наверстывать.
Похоронив отца, окончив школу, оставив жену с грудным ребенком, Ганди отправился в Англию на учебу. Там в Лондоне, учась на адвоката, Ганди познакомился с теософами: «Я прочитал «Ключ к теософии» м-м Блаватской. Книга эта вызвала во мне желание читать книги по индуизму». Ганди был поражен глубиной и древностью корней собственной религии, которые открыла ему Блаватская.
Тогда же он прочел и «Новый Завет». Позже он писал, что Нагорная проповедь тронула его до глубины души. «Я сравнивал ее с «Гитой». В неописуемый восторг привели меня следующие строки: «А я вам говорю: не противься обижающему; но если кто ударит тебя в правую щеку твою, подставь ему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и кафтан… Мой молодой ум пытался объединить учение «Гиты», «Света Азии» и Нагорной проповеди. Я видел, что высшая форма религии — отречение, и это глубоко запало в мою душу.
И здесь же, в Лондоне, в руки Ганди попадают статьи Толстого. По словам Ганди, чтение первого попавшегося ему сочинения Толстого его «потрясло» настолько, что все прочие книги показались ему «ничтожными в сравнении с независимостью мысли, глубокой нравственностью и искренностью» Толстого. Позже он добавляет: «Три современника оказали на меня сильное влияние: Райчандбай своим непосредственным общением со мной, Толстой своей книгой «Царство божие внутри вас» и Рескин своей книгой «У последней черты».
13 июня 1891 года Ганди сдал экзамены, и получив разрешение заниматься адвокатской практикой, отплыл в Индию. Но не находит там подходящей работы, так как не знал ни индийского, ни мусульманского права. Через некоторое время он получил предложение от солидной торговой фирмы, которая вела крупный процесс в Южной Африке по иску в 40000 фунтов.
ПЕРВЫЕ ШАГИ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
Там, в южно-африканской колонии Британии, Ганди с первых шагов превратился в кули. Его выкинули на улицу вместе с багажом из вагона первого класса, хотя у него был билет. Поезд ушел, а Ганди остался дрожать от холода в высокогорном районе Африки. Он решал: вернуться в Индию или остаться? Его не впустили в дилижанс, где было полно мест. Затем отказались поселить в гостинице. Но Ганди остался.
Дело в том, что в Оранжевой республике индийцы были лишены всех прав специальным законом, принятым в 1888 году или даже раньше. Индийцу разрешалось поселиться здесь только в том случае, если он служил лакеем в гостинице или занимал другую должность того же рода. Согласно британским законам для «цветных», индийцы не имели права ходить по тротуару и появляться без разрешения на улице после девяти часов вечера.
Но и при таком раскладе Ганди остался и дело в суде выиграл. Ему предложили другую работу в Африке, и он остался.
В этот период Ганди с огромным интересом наряду с работой изучает первоисточники мировых религий. Среди них опубликованный Теософическим обществом перевод «Упанишад». «Я прочел «Жизнь Магомета и его преемников» Вашингтона Ирвинга и панегирик пророку Карлейля. Эти книги возвысили Мухаммеда в моих глазах. Я также прочел книгу, называвшуюся «Так говорил Заратустра»... Я усиленно изучал также произведения Толстого. «Краткое евангелие», «Так что же нам делать?» и другие его книги произвели на меня сильное впечатление»
Я все глубже понимал безграничные возможности всеобъемлющей любви: «Россия в лице Льва Толстого дала мне учителя, который предоставил теоретическую основу моего ненасилия». На основании чего Ганди вырабатывает для себя основной жизненный принцип, которого придерживался затем всю оставшуюся жизнь: «Никогда не требуй от человека того, что не делаешь сам».
22 августа 1906 года правительство Трансвааля опубликовало проект закона, по которому индийцы – мужчины, женщины и дети с 8-ми летнего возраста – должны пройти регистрацию в полиции, оставить отпечатки пальцев и получить особые удостоверения, иначе их ожидали арест и высылка. Такая регистрация приравнивала индийцев к лицам, подозреваемым в совершении преступления. Полицейские получали право вторгаться в жилища индийцев для проверки регистрации.
Прочитав закон, Ганди сказал: «Лучше умереть, чем согласиться с подобным законом». Индийцы были взбешены, многие заявили, что пристрелят любого, кто ворвется к ним в дом. Но Ганди предложил им ненасильственный путь сопротивления: «Мы не будем обращаться к мировому общественному мнению, индийцы сами способны постоять за себя. Пусть каждый, кто клянется не подчиняться позорному закону, решит для себя, хватит ли у него твердости, несмотря ни на какие гонения и даже на смерть, сдержать эту клятву. Борьба будет продолжаться долго, возможно, годы, но я смело и с полной уверенностью заявляю, что если даже небольшая часть людей сохранит верность своему слову, наша борьба может завершиться только одним – победой».
Вскоре индусы торжественно дали клятву «Пассивного сопротивления» и перешли к практическим действиям. На митинге в Йоганесбурге они демонстративно сжигали свои повестки на регистрацию. Митинг разогнали, Ганди бросили в тюрьму. Всего в Южной Африке Ганди трижды отбывал заключение. Но движение ненасильственного сопротивления за свои права уже невозможно было остановить
Осенью 1913 года Ганди организует знаменитый мирный поход против закона, запрещающего индийцам перемещаться из одной провинции в другую. Нарушение закона каралось тюремным заключением и высылкой. Ганди шел во главе многотысячной колонны, которая росла с каждым днем. Стрелять в демонстрантов не стали, но их попыталась разогнать военная конница. Участники похода легли на землю, а кони встали на дыбы, и не пошли по лежащим людям. Надо заметить, что кони, в отличие от людей, лежачих не топчут.
Это взбудоражило Европу и Америку, и власти пошли на переговоры. Имперская комиссия признала Ганди правым почти по всем пунктам. 30 июня 1914 г. было подписано соглашение, согласно которому все наиболее оскорбительные для индийцев законы были отменены. 20-летняя борьба Ганди в Южной Африке закончилась победой.
ПЕРЕПИСКА ГАНДИ И ТОЛСТОГО
В 1908 году редактор журнала The Free Hindusthan («Свободный Индостан»), индус Таракнатха Дас, написал Толстому письмо: «Ваше имя в настоящее время является лозунгом для тех, кто подвизается на пользу человечества. Ваша моральная сила одержала верх над самодержавными законами русского правительства, упорно противящегося либеральным точкам зрения, но ваши произведения ему внушают страх, и оно не решается выступить против вас. Ваши произведения, изображающие порабощенный русский народ, открыли глаза цивилизованному миру и привлекли симпатии к нему…»
В своем письме Дас попросил Толстого написать статью о бедственном положении народностей Индии: «Именем голодающих миллионов взываю к вашему христианскому чувству – возьмитесь за это дело». При этом Дас написал Толстому, что не верит в ненасилие, а верит только в силу, но, тем не менее, просил помощи у Толстого.
Ответ Толстого «Письмо к индийцу» распространился по всему миру: «Вы говорите, что англичане поработили и держат в порабощении индийцев потому, что индийцы недостаточно противились и противятся насилию силою. Но ведь это совершенно наоборот. Торговая компания — 30 тысяч людей, не силачей, даже скорее слабых и дурных людей, — поработила 200-миллионный народ. Скажите это человеку, свободному от суеверия,— он не поймет, что значат эти слова... Разве не ясно, по одним цифрам, что не англичане, а сами индийцы поработили себя... Если индийцы порабощены насилием, то только оттого, что они сами жили насилием, живут насилием и не признают вечного, свойственного человечеству закона любви…»
Это письмо заканчивается цитатой Кришны: «Дети, взгляните вверх своими ослепленными глазами, и мир, полный радости и любви, откроется вам, разумный мир, сделанный моей мудростью, один мир действительный. Тогда вы узнаете, что любовь сделала с вами, чем наградила вас любовь и чего она от вас хочет».
Это письмо Толстого попадает в руки Ганди. Захваченный созвучием, Ганди сам направляет письмо Толстому.
ГАНДИ — ТОЛСТОМУ
Лондон, 1 октября 1909. Милостивый государь, беру на себя смелость обратить ваше внимание на то, что делается в Трансваале (Южная Африка) вот уже почти три года. В этой колонии имеется население британских индусов, почти 13 000 человек... Как я, так и некоторые мои друзья еще раньше твердо верили в учение непротивления злу, и таковыми мы остались и теперь… За время моего пребывания здесь мне стало казаться, что если бы устроить всеобщий конкурс на статью по вопросу о нравственности и действенности пассивного сопротивления… Могу ли я обратиться к вам с просьбой высказаться по этому вопросу… Вы широко ссылались на Кришну и приводили выдержки З. Я был бы вам очень благодарен, если бы вы указали мне название книги, из которой вы брали эти выдержки. С почтением ваш покорный слуга М.К. Ганди»
В ответ Толстой написал: «Ясная Поляна, 7 октября 1909. Сейчас получил ваше в высшей степени интересное и доставившее мне большую радость письмо. Помогай Бог нашим дорогим братьям и сотрудникам в Трансваале. Та же борьба мягкого против жесткого, смиренья и любви против гордости и насилия с каждым днем все более и более проявляется и у нас, в особенности в одном из самых резких столкновений закона религиозного с законом мирским — в отказах от военной службы. Отказы становятся все чаще и чаще. Письмо к индусу писано мною, перевод очень хорош. Заглавие книги о Кришне вам будет выслано из Москвы».
Их переписка длилась недолго, последнее письмо от Ганди Толстой не получил, он скончался раньше. Но его дух воскрес в Индии с новой силой.
Ганди, вернувшись из Южной Африки, основал и там ферму, носящую имя своего Учителя. На этой ферме Толстого ученики уже самого Ганди обучались законам подлинной братской любви. Неприкасаемые и знатные индусы жили там вместе. Для последних самым трудным был урок по уборке уличных туалетов – работе предназначенной исключительно для касты неприкасаемых. Но эту же работу выполняли сам Ганди и его жена, потому и знатные индусы лет за 20 научились чистить туалеты, благодаря чему очистили Индию от англичан.
В Индии формы ненасильственного сопротивления у Ганди были иные, чем в Африке, но суть осталась неизменной, а результат ошеломил весь мир.
Надежда Алисимчик.
Фото Толстого: http://8fb80e.medialib.glogster.com/media/
Фото: Махатма Ганди за секунду до выстрела, оборвавшего его жизнь (http://cool10.ru/wp-content/uploads/2014/)
P.S. Раздались выстрелы. Ганди медленно опустился на землю, молитвенно произнося: «Боже, Боже!»