фото

Этим искусством в высшей мере владеет скульптор Надия Шайморданова. Уже более пяти лет она прикована к постели. Но ее Высшее Я остается с нею, как и прежде: и когда она решила стать скульптором, и, когда окончив Суриковское училище, колдовала в своей мастерской, и теперь, вдали от мастерской…

Оно магнитило к ней не только коллег по цеху, но и людей, устремленных к расширению границ видимого мира. В 90-е годы в ее мастерской собиралось сразу несколько десятков человек. Кого там только не было: художники, ученые, домохозяйки, уборщицы, экономисты, врачи, архитекторы. Они же: Свидетели Иеговы, члены Сознания Кришны, православные, теософы, агни-йоги, сидоровцы, буддисты, последователи Кастанеды, хатха-йоги, всех уже не вспомнишь.

Да, впрочем, никто никого и не спрашивал, какой ты веры или атеист? Мировоззрение выяснялось в ходе дискуссий, а они были очень жаркими. Привела меня в эту мастерскую художница Альбина Кирилловна Жоголева, там я и познакомилась с Надией Шаймордановой. Позже, когда она вела класс скульпторов в Художественном училище, я взяла у нее интервью, которое было опубликовано в 2003 году в «Арсеньевских вестях». Сейчас Надежда Михайловна слишком слаба, поэтому привожу фрагмент того интервью.

ЛЕНИНА И СТАЛИНА НЕ БЫЛО, А ГЛИНА БЫЛА

— Надежда Михайловна, откуда вы родом?

Ш.: — Я родилась и выросла в маленькой деревеньке, в 18 км от бывшего совхоза Сунь Ят Сен, это за Уссурийском.

— У вас в деревне были скульптуры?

Ш: — Нет.

— Что же, у вас даже бюстов Ленина и Сталина не было?

Ш. — Ленина и Сталина не было, а вот глины в карьере было очень много, и я там с 9-го класса начала лепить и там же, в карьере, решила стать скульптором. В 10-м классе начала писать во все концы СССР, узнавать, где готовят скульпторов. Из Ташкента пришел ответ, и я туда поехала, но отделения там не оказалось.

— Услышь я такое в свои 17 лет, от моих воплей там передохли бы все ишаки, это ужасно! Вы громко рыдали?

Ш.: — Нет, это было прекрасно, я посмотрела Ташкент, поработала год на текстильном комбинате. На следующий год мне ответила Пенза, и я туда поехала. Обрадовалась, что отделение скульптуры там есть, пошла в общежитие абитуриентов, вошла и круто так спрашиваю: «Кто тут скульпторы?» А маленькая пигалица, заплетая тонюсенькую косицу так же важно в ответ: «Я!». Как это сейчас смешно!

Поступила, проучилась 5 лет, а по окончании училища решила повидать свет. Поехала в Мурманск, устроилась дневальной на пароход и 4 месяца наслаждалась красотой и простором Севера, времени было достаточно — нас затерло льдами, выручали два ледокола. Потом мы пришли в Тикси. Север незабываем — это суровость пространства, отлитого в свет и цвет, какая-то огромная пустота, наполненная чистой силой.

Вернувшись в Пензу, поняла, как многому еще надо учиться, и решила продолжить образование в Москве. Поступила в бывшую Строгановку на отделение монументальной скульптуры. Окончив училище, возвратилась в Приморье. Здесь участвовала в выставках, стала членом Союза художников, мне выделили мастерскую, в которой я работаю.

— Мастерскую не отобрали?

Ш.: — Нет, она закреплена пожизненно.

— Плата за отопление по силам?

Ш.: — Нет, отопление пришлось обрезать, зарплаты не хватит за него платить. Но я все равно зимой там работаю.

— Случалось повидать великих мастеров за границей?

Ш.: — Да, раньше я могла купить заграничную турпутевку, мне это было по карману, и я побывала в европейских странах.

— Вы были членом партии? Беспартийных, кажется, не очень-то охотно пускали за границу.

Ш.: — Нет, членом партии я не была, но в Риме и Париже была, с сокровищами Лувра и Ватикана познакомилась. Еще побывала в Алжире и Португалии.

— А ваши студенты, где они могут познакомиться с образцами искусства и вообще развивать воображение, ведь во Владивостоке в музеях скульптур нет,

Ш.: — Мы изучаем не только скульптуру, но и живопись. Ходим вместе на выставки и в музеи. Недавно посмотрели картины Макеева, выставка понравилась — он сильный профессионал композиции, цветового построения.

— Но очень уж грустный, прямо безысходный.

Ш.: — У каждого свое мироощущение. А для знакомства с моими любимыми Майолем, Микеланджело, Генри Муром, Манцу и другими я приношу книги из своей библиотеки.

— Не жалко отрывать время на преподавательскую деятельность?

Ш.: — О, нет! Когда мы вместе смотрим книги, посещаем выставки, а потом мои ученики сами начинают проявлять себя в дереве, глине, на бумаге, я не трачу время — я расту с ними. И, кроме того, я передаю им не то, что где-то вычитала, я передаю им свой опыт. Учу мыслить. Когда лепили Сократа, читала им Платона.

— Это для меня загадка, как сделать руки умными, чтобы они работали синхронно с воображением? Для меня все музыканты, художники, скульпторы — волшебники, у них это получается, почему?

Ш.: — Это просто продолжение их мыслей.

— А одного земного воображения достаточно для искусства?

Ш.: — Конечно нет, но и старая религия для этого непригодна. Связь с небом существует всегда помимо всяких догм.

— А ради денег работаете, ведь зарплата преподавателей везде невелика?

Ш.: — Конечно, приходится, вот совсем недавно закончила для Николаевской арки венок с вензелем «Н».

— У вас намечается выставка? Это сложно, дорого?

Ш.: — Нет, не очень сложно и не дорого, но это будет возможно, когда я смогу закончить цикл работ, которые объединены одной идеей. А выставлять все подряд, что у меня есть, мне не хочется, да и смысла в этом не вижу.

ТОЧКА ОТКРОВЕНИЯ

Осенью 2006 года Надежда Михайловна по просьбе организаторов, оотбиравших работы приморских скульпторов, согласилась передать четыре скульптурки из этого цикла на российско-американскую выставку скульптуры и графики «Восток – Запад», организованная по инициативе Генерального консульства США на Дальнем Востоке в музее Арсеньева.

Эти четыре маленькие фигурки не затерялись тогда рядом с гравюрами Эрнста Неизвестного и Михаила Шемякина. Напротив, они привлекли большое внимание своей уникальностью, то есть полным отсутствием какой-либо подражательности.

Чем же так интересны ее работы, что оказались рядом с работами Эрнста Неизвестного, гениального скульптора с мировым именем, хорошо известного жителям Дальнего Востока как автора бессмертного памятника-мемориала жертвам политических репрессий “Маска скорби” на сопке Крутая под Магаданом?

Вот что рассказала тогда об одной из своих скульптур, Надежда Михайловна:

«Человек-служитель Божией обители, он держит в руках книгу — Библию. Библия существует более двух тысяч лет, но мы так и не поняли, что она значит для нашего развития. Хотя она дала многое, но до конца мы ее так и не разгадали.

Поэтому на скульптуре Библия по сравнению с человеком имеет большой размер. А ангел на голове человека означает, что он всегда рядом, стоит только поднять главу. Но мы прикованы к земным заботам и не делаем этого и потому его не видим. Ангел же видит все, что с нами происходит, и ждет, когда мы к нему обратимся за советом.Но мы слишком заняты, и наш ум ненасытен в поиске земных благ».

С тех пор прошло 8 лет, из которых более 5 лет Надежда Михайловна прикована к постели. Из трех сестер – она младшая. За ней ухаживала средняя сестра Валентина Михайловна, с которой они вместе жили в последние годы. Жизнь дорожала, пенсия у обеих нищенская, потому Валентине пришлось разрываться между дачей и уходом за сестрой. Ни врачей, ни медсестер, ни сиделок, ни соцработников, никто за все годы к Надежде Михайловне не заглядывал, а круг знакомых пришлось сузить до телефонных звонков. К тому много причин.

фотоВалентина Михайловна сильно остужала ноги зимой, пытаясь продать банку-другую консервированных овощей с дачи, чтобы купить необходимые бытовые вещи. Когда болезнь приковала к постели и Валентину Михайловну, ухаживать за обеими сестрами, оставив в Уссурийске свое жилье, приехала их старшая 80-летняя сестра, Зинаида Михайловна.

Она стала им и врачом, и медсестрой, и сиделкой, и поваром, и прачкой, и уборщицей… Два года назад Валентина Михайловна ушла из жизни. Прикованные каждая к своей кровати в разных комнатах Надежда и Валентина не виделись полгода, и не попрощались в день ухода. Большая печаль по любимой сестре не прервала связь Надежды Михайловны с ее Высшим Я, и не увела с тропы Всевышнего к унынию и жалобам. Только стала отказывать еще и рука, и она уже не может сама записывать стихи, долго держать телефон. Но продолжает изучать эзотерическую литературу, размышлять, в курсе новостей, что идут по телевизору.

Высшая степень милосердия Валентины и Зинаиды поражает столь же сильно, как творческое горение духа Надежды. Никаких разговоров о болезнях и бытовых трудностях при редких посещениях не бывает, спорит о главном Надежда так же горячо, как и прежде, только голос тих.

Они живут в том же времени, что и все мы, но в другом измерении. В их измерении нет слов: «все плохо», «нам должны», «нет денег»… Близкие к Надежде Михайловне собрали все ее стихи вместе и подарили ей в самиздатовском варианте. Но на качественное издание с фотографиями скульптур, часть которых находятся у частных лиц, нужно около 50 тысяч рублей…

Надежда Алисимчик


***

И грянет гром в день катастрофы,

И разразятся гневом небеса,

Устои рухнут пошатнувшейся эпохи,

Глубоким трауром покроется Земля.

И боль пронзит пространство криком,

От безысходности сжимаяся в кулак.

Среда сползет к земле безлико,

Могильный нагнетая мрак.

Так в судный день свершится приговор

По неотступному космическому праву.

К земле скользнет Всевышний взор,

Чтоб зародить жизнь новую во славу.

И вновь природа расправит плечи,

Внимая звукам возвышенных речей ,

Боль дней суровых жизнь залечит,

И забурлит, словно с горы катящийся ручей.

****

Как многогранна звездная среда,

Кругами синими спрессованная плотно.

И в круге каждом определенная судьба

Своим укладом развиванется вольготно.

Но сколько в ней забав и лести

Какой простор на сцене дня!

И по земному хочется воскликнуть: «О, Господи!

На правый путь, благослови меня!»,

****

Спустилось облако к земле

В наряде белоснежном,

В его небесной белизне

Миров безбрежье.

Я смело в облако вхожу

Себе на удивленье,

Перемещаясь на ходу

В другое измеренье.

В нем тишина, покой,

Безмолвия блаженство.

Сомненья миг – настрой

Рассеивается мгновенно.

*****

Все так значением легло -

Пространственная оттепель прозренья.

И в вечности, слагаясь давно

Я принимаю степень обновленья.

Я принимаю голоса полет,

Созвездий трепетного зова,

Магических кругов водоворот

От изреченного губами слова.

И тишину изменчивых структур,

Игру недвижимого поля.

Я принимаю все, и голос мне шепнул

Всей собранною волей:

«Или, следы уже в пути.

Дорога вымощена светом,

Там точка откровенья впереди,

Она откликнется ответом

 

Н. Шайморданова