Владимиру Высоцкому в этом году исполнилось бы 75 лет.
Но его жизнь прервалась на 42 году в полном расцвете. Он мог бы написать еще множество песен и воплотить идеи о написании новых прозаических произведений. Но и за свои 42 года он успел сделать невероятно много.
Будто ощущая неотвратимую кончину, он торопился жить, творить и любить. Жить в полную мощь, стараясь бешено ухватиться за самые прекрасные мгновения.
Это было естественным состоянием его души. И потому он оставил после себя много замечательных стихотворений и песен, которые до сих пор любит не только поколение Высоцкого, но и молодежь.
Такое под силу только талантливому человеку – его песени, как вычеканенные где-то в глубине души, вспоминают люди разных возрастов и профессий. Он каким-то удивительным образом смог найти путь к сердцам многих, независимо от их профессии уровня знаний. И это еще раз доказывает его гениальность как поэта.
В 1961 году Владимир Высоцкий написал свою первую песню «Татуировка». И после этого возник его своеобразный песенный цикл, связанный с бытом криминальной среды, стилистически чем-то схожий с поэтикой «блатного» фольклора.
Эти глубоко ироничные песни не сразу нашли адекватное восприятие: Высоцкого отождествляли с его персонажами на протяжении всей жизни.
Ему неоднократно приходилось опровергать все эти версии. Высоцкий никогда не принадлежал к блатному миру, никогда не сидел в тюрьме. Но эти песни с их сокровенным смыслом полюбились широкой аудитории. Они звучали с магнитофонных лент чуть ли не из каждого окна, будь ты в столице нашей родины или в каком-нибудь провинциальном городке. Из моего детства я помню, что в доме стоял проигрыватель, на котором постоянно крутили пластинки с песнями Высоцкого.
Они ворвались, как будто подпольно. Владимир Высоцкий появился как исполнитель блатного фольклора, но его песни намного глубже и талантливее, чем, пожалуй, у все вместе взятые блатные песни.
Его популярность росла молниеносно. Но одновременно росло и недовольство высших официозных кругов, потому что песни Высоцкого изображали советскую действительность с большой долей сатиры. И Высоцкий становится крамольным поэтом.
Он, как опальный бард, участвует в концертах по всей России, но зачастую на частных территориях. Его не издают, препятствуют выпуску пластинок, однако его песни расходятся бешеными тиражами на самодельных пластинках, сделанных на рентгеновских пленках.
В советской прессе того времени появляются статьи, которые очерняют Высоцкого. Но круг слушателей Высоцкого только расширяется благодаря магнитофонным записям, его слушает весь Советский Союз. Он – душа общества, играет на гитаре в компаниях и становится кумиром нескольких поколений.
В репертуаре Высоцкого не только песни о блатной среде. Постепенно появляются циклы его стихотворных произведений о спорте, войне, сказочные песни, аллегорические истории о животных и просто бытовая сатира.
До самого конца жизни Высоцкий продолжал активную концертную деятельность, выступая в разных городах. Последнее выступление состоялось 16 июля 1980 в Калининграде под Москвой, последний спектакль с его участием «Гамлет» прошел 18 июля, за неделю до кончины.
К первой годовщине смерти Высоцкого в Театре на Таганке режиссер Ю.П. Любимов поставил спектакль «Владимир Высоцкий». Спектакль на тот момент был запрещен властями и разрешен для показа только семь лет спустя.
Только в 1981 году был выпущен первый стихотворный сборник Высоцкого «Нерв». Но большая часть его произведений и после кончины автора оставалась под негласным запретом.
Тем не менее, он оставался народным любимцем на протяжении многих лет, настолько просты, понятны и вместе с тем глубоки и талантливы его песни. После того, как эпоха социализма канула в лету, о Высоцком говорили свободно. И он опять оставался на острие.
В нем не было фальши, натянутости и неправдоподобности, как и в его песнях, открытых и полных философского смысла нашего бытия. Владимир Высоцкий противопоставлял фальши – искренность, предательству – преданность.
Он жил и любил так, как писал свои стихи. И может, потому был для многих путеводной звездой.
Я когда-то умру, мы когда-то всегда умираем,
Как бы так угадать, чтоб не сам, чтобы в спину ножом.
Убиенных щадят, отпевают и балуют Раем,
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок,
И ударит душа на ворованных клячах в галоп.
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок.
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Прискакали, гляжу пред очами не райское что-то,
Неродящий пустырь и сплошное ничто, беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап, тысяч пять на коленях сидел.
Как ржанет коренной! Я смирил его ласковым словом,
Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплел.
Седовласый старик слишком долго возился с засовом
И кряхтел и ворчал, и не смог отворить, и ушел.
И измученный люд, не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.
Здесь малина, братва, нас встречают малиновым звоном!
Все вернулось на круг, и распятый над кругом висел.
Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?
Мне, чтоб были друзья, да жена чтобы пала на гроб,
Ну а я уж для них наберу бледно-розовых яблок.
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых,
Это Петр Святой, Он апостол, а Я остолоп.
Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженных яблок,
Но сады сторожат, и убит я без промаха в лоб.
И погнал я коней прочь от мест этих гнилых и зяблых,
Кони просят овсу, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок,
Для тебя привезу, ты меня и из рая ждала!
Владимир Высоцкий.