Люди не желают знать правду, предпочитают жить иллюзиями
5 марта 1953 года умер Вождь и Учитель тов. Сталин. Хозяин огромной, необъятной страны, названной великим гуманистом – жертвой репрессий, лауреатом Нобелевской премии А.И. Солженицыным архипелагом ГУЛАГ, раскинувшимся от Карелии до Чукотки. Кроме миллионов расстрелянных (таковыми считаются 21 миллион) по решениям «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществляющих судебные функции, как по отдельным спискам, так и по альбомам, а в административном порядке подвергнуты ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в т.ч. в «рабочих колоннах НКВД» по надуманным, ложным обвинениям, по магистралям всего Советского Союза шли и шли эшелон за эшелоном товарные вагоны с зарешеченными окошечками – шли во все концы нашей Родины. И многим сотням тысяч из этих пассажиров не суждено было вернуться домой, увидеть своих близких и родных, обнять детей. От невыносимых условий, голода, холода и болезней, непосильного для истощенных людей труда, издевательств и побоев, штрафняков и карцеров люди гибли.
Репрессированными считаются 41 млн человек, в том числе перед самой войной репрессировали и расстреляли 70 тысяч военнослужащих от рядового до маршала.
Сегодня очень многие, в том числе и официальные лица, по-прежнему оправдывают зверства сталинизма некоей исторической необходимостью. Вот, мол, за короткий срок превратил Россию из аграрной, лапотной страны в индустриально развитое государство со своим ВПК. Многие, привыкшие по старой российской традиции любить царя, а в злодеяниях винить бояр, хотят видеть Сталина в белом, с погонами маршала, бриллиантовым орденом Победы и золотой звездой Героя на груди, и во всех тяжких преступлениях советской власти против собственного народа обвиняют исключительно Н. Ежова и Л. Берию.
Люди часто не хотят страшную правду и предпочитают жить иллюзиями. Так им спокойнее. Но вот передо мной на столе лежит рукописный проект на четвертушке стандартного листа бумаги. Постановления ЦК ВКП(б) от 5 июля 1937 года. Постановления «О заключении в лагеря НКВД… всех жен осужденных членов правотроцкистской организации», их мужей. Чудовищно само по себе! Если даже предположить, что муж виновен (хотя, конечно, никакой «троцкистской шпионско-диверсионной» не было), почему за него должна отвечать еще и жена? Это что – та самая историческая необходимость? Необходимость в женах-«стукачах»? Ведь единственное, что могло спасти этих женщин (даже в проекте Постановления их не называют шпионками или диверсантами, а только женами своих мужей, вот и вся их вина!), это донос на мужа – причем обязательно еще до его ареста. А вот если после ареста, то это могло лишь сократить срок, но не мужу, а ей самой – его жене.
Но вглядимся в документ. Особенно в правки и дополнения, сделанные синим карандашом. Наркомвнудел (то есть Ежов) предложил заключать жен «троцкистов» в лагеря НКВД на 5 лет – синий карандаш увеличил срок до восьми лет. Ежов предлагал оставшихся после осужденных детей-сирот на государственное обеспечение – синий карандаш уточнил – только до 15-летнего возраста – и добавил: «что же касается детей старше 15-летнего возраста, о них решать вопрос индивидуально. Это означало: – если затаил злобу на родную советскую власть или просто не сдержан на язык, отправлять вслед за матерью в лагеря или вслед за отцом в небытие.
12-летней дочери Тухачевского Светлане отмотали срок на всю катушку – 25 лет ИТЛ, без права переписки, а освободили ее только через 20 лет, уже после реабилитации Тухачевского. Мать маршала, Мавра Петровна Милохова: умерла а «АЛЖИРЕ» в 1941 г. Жена, Нина Евгеньевна Тухачевская-Аронштам (Гриневич), сперва получила срок, затем ИТЛ и Астрахань. Потом старое дело возобновили, и получи еще один суд и расстрел с конфискацией в 1941 г. Отбыли свои сроки в лагерях и ссылках и гражданские жены маршала А. Протас и Ю. Кузьмина.
Еще этот синий карандаш старательно добавил к сухой фразе «члены правотроцкистской организации» расстрельное определение – «изменники родины». Слово пошло в народ. И появился в Казахстане «АЛЖИР» – Акмолинский Лагерь для Жен Изменников Родины». И еще одно слово пошло в народ от синего карандаша. Первоначально приговор к высшей мере наказания (ВМН) – расстрелу звучало очень трепетно: «Высшая мера соблюдения социалистической законности – расстрел» после правки синим карандашом, стало конкретнее: «Высшая мера наказания – расстрел». А в «АЛЖИР» было отправлено на 8 лет около 20 тысяч жен изменников родине, которые, как правило, или за редким исключением, «мотали срок от звонка до звонка»!
Акмолинск в переводе с казахского означает «белая могила». Вот сюда, с начала 1938 года, в 26-ю точку Карагандинских лагерей, в один из пунктов строгой изоляции заключенных (ЛПСИЗ), свозили членов семьи изменников Родине (сокр. ЧСИР), репрессированных жен.
В чьих же руках был жестокий синий карандаш? Чтобы это установить, документ отправили на экспертизу в Содружество экспертов Московской государственной юридической академии (СОДЭК). Вывод опытных экспертов был однозначен: «Карандашные правки синего цвета, изображения которых имеются в копии проекта Постановления ЦК, датированного 15.07.1937 г. выполнены самим И.В. Сталиным».
На черно-белой копии этого Постановления после короткого, как выстрел, слова «ЗА», кроме подписи И. Сталина, стоят подписи М. Калинина – всесоюзного старосты и по совместительству Председателя Президиума Верховного Совета СССР, В. Молотова – главы правительства. Небольшая ремарка: внук Молотова В. Никонов по ТВ многократно говорил, что его дед настоял на том, чтобы и на расстрельных списках подписи ставили, кроме Сталина, и все без исключения Члены Политбюро ЦК ВКП(б): Молотов, Микоян, Каганович, В. Чубарь – Председатель правительства и Коссиор – Первый секретарь ЦК Украины. Оба расстреляны в 1939 году, и место Первого секретаря ЦК Украины занял Н.С. Хрущев.
15 августа 1937 г. вышел знаменитый своим ужасающим цинизмом секретный приказ по НКВД № 00486, который прописывал, (как и приказ № 00485), все детали репрессий против верных жен и их любимых детей, и начались аресты. Действовал этот приказ в таком виде до 17 октября 1938 года, потом последовало некоторое смягчение, но не отмена и не пересмотр.
Сколько всего женщин по этому Приказу было отправлено в ИТЛ в 1937-1938 годах? Точная цифра пока не известна. Некоторым ориентиром могут служить данные из записки от 5 октября 1938 г. В ней руководство НКВД сообщало Сталину, что всего на основании приказа № 00486 «по неполным данным», репрессировано свыше 18 тысяч жен арестованных предателей». Более точными выглядят данные об «изъятых детях».
Итоговые цифры сообщил 29 января 1939 г. начальник АХУ НКВД Сумбатов в записке на имя Берии: «…С 15 августа 1937 года по настоящее время Административно-хозяйственным управлением проделана следующая работа: всего по Союзу изъято детей … 25342 чел., из них:
а) Направлено в детдома Наркомпроса и местные ясли … 22427 чел.
б) Передано на опеку и возвращено матерям …2915 человек».
Цифры выглядят вполне достоверными. В них упущены данные о детях старше 15лет, которые были признаны «социально опасными», арестованы и осуждены. Дело, однако, не только в цифрах, а в непреложном факте – операция по приказу № 00486 была направлена не только против жен, но и против детей «врагов народа» – «изменников Родине».
Напомню, что сын Рихарда Зорге был расстрелян в возрасте 12 лет. Монстры спешили и не дали дожить юноше и до 15 лет. Сегодня ГД РФ предлагает ввести ВМН с 12 лет, а вот президент В. Путин предлагает только «посадки» для казнокрадов. Члены главной партии в ГД, возглавляемой премьер-министром Д. Медведевым, не брезгуют взятками и откатами, из-за чего партию власти стали называть «партией жуликов и воров», и этот эпитет пошел в народ.
Довоенная партийная среда была ужасной. Сталин держал их жестко, даже жестоко. Мы знаем, что Сталин считал: у каждого из его соратников обязательно должны быть арестованы близкие. Кажется, среди ближайшего окружения Сталина не было ни одного человека, у которого не арестовывали бы родственника. У Л. Кагановича одного брата расстреляли, другой предпочел застрелиться сам; у Шверника арестовали и расстреляли мужа его единственной дочери – Стаха Ганецкого; у Ворошилова арестовали родителей жены его сына и пытались арестовать жену Ворошилова – Екатерину Давыдовну; у Молотова арестовали его жену – Полину Жемчужину которая сама была на высокой должности в партии; и ничего не было удивительного в том, что арестовали жену и у Калинина. Если запросто арестовывают и расстреливают самих членов Политбюро, то почему же каким-то иммунитетом должны были пользоваться их жены?
Екатерину Ивановну «взяли» довольно банально, без особого спектакля. Просто ей позвонили в Кремль из ателье, где шилось ее платье, и попросили срочно приехать на примерку. А в ателье ее уже ждали. У нее в формуляре была чуть ли не половина Уголовного кодекса, включая и ст. 58-8 (террор). Формуляр ее был перекрещен, это означало, что она должна использоваться только на общих тяжелых работах. Сидела она тяжело и только во время войны попала в ИТЛ «Вожаель», где знакомым по Кремлю зека удалось пристроить ее на «блатную» работу в бане: счищать гнид с белья и выдавать это белье моющимся. Живя в бельевой при бане, она наконец-то отдыхала от многих лет, проведенных на общих работах, и получала, хоть что-нибудь из «вольной еды», которую заносил ей кто-нибудь из знакомых «блатных».
В последний год войны к ней стали приезжать ее дочери Юлия и Лидия. На время приезда в поселке выделяли комнату, обставляли ее шикарной мебелью и даже коврами и заключенной жене президента разрешали три дня жить без конвоя в комнате у дочери и пить вино под икру!
После трех дней свидания Калинину опять переводили на лагпункт в каморку в бане на Комендантском, где она снова брала в свои руки орудие производства – стеклышко для чистки гнид и со свойственной ей скрупулезностью этим стеклышком счищала гнид с серых, только что выстиранных арестантских кальсон. А в это время ее муж – «всесоюзный староста» и по совместительству президент государства – жалобно просил тов. Сталина освободить его жену.
Сразу после войны, Сталин освободил жену Калинина за месяц до его кончины. Как и было принято у большевиков, похороны Калинина были превращены в торжественную церемонию, где за гробом шли рядом палач и жертва. Она платочком прикрывала свои глаза, а он, словно горный орел с вершин Кавказа, острым глазом искал очередную жертву.
А как жил без жены в расцвете лет с огромным опытом обольщения женщин и с кавказским темпераментом сам Сталин? Личный охранник вождя генерал Власик сказать уже не сможет, а вот его следственное дело – да: Истомина, личная повариха и сожительница И. Сталина в 4 часа ночи ежедневно выходила из его спальни и по пустому коридору шла в свои апартаменты.
Уже 60 лет минуло после смерти Главного палача советского государства. Казалось бы, кому еще в России не известны зверства Сталина и его окружения? Ан нет, в 2013 году в самом центре Якутска по просьбе ветеранов ВОВ установлен на мраморном постаменте бронзовый бюст товарища Сталина!
Чем же так дорог Сталин их сердцу? Есть еще охотники доказывать, что репрессий то ли не было, то ли Сталин о них не знал. Мне трудно спорить с отрицающими очевидное. Вот записка Ежова от 26 июля 1938г.: «Товарищу Сталину. Посылаю список арестованных, подлежащих суду Военной Коллегии по первой категории».
Вот резолюция Сталина – «За расстрел всех 138 человек». Первоначально в списке было 139 человек – вождь вычеркнул (до поры) маршала Егорова и переправил 139 на 138. Внимательно прочел список, стало быть. И имена там все хорошо ему известные – одних командующих военными округами 9 человек, начальники военно-морских и военно-воздушных сил, 5 наркомов и дюжина их заместителей, директора авиазаводов, 2 председателя Госплана, завотделами ЦК, первые секретари компартий Киргизии и Армении и комендант Кремля.
И дальше у всех одна судьба – 10 минут «разбирательств» на Военной коллегии и расстрел. Товарищ Ульрих выполнял решения вождя оперативно: 45 человек осуждено и расстреляно уже через два дня, 28 июля, на следующий день еще 67 (!) и еще 14 – 1 августа. девятерым повезло дожить до 19 августа, одному до 10 сентября, еще одному – до 3 марта 1939 г. Маршал Егоров, из этого списка вычеркнутый синим карандашом, был расстрелян 23 февраля 1939 г. по другому списку.
В случае с бюстом Сталина в Якутии виновата «посредственность как социальная опасность», «посредственными» людьми надо считать тех, кто не воспринимает мира непосредственно. прямым своим соприкосновением с ним, собственным восприятием и собственным осмыслением его, а делает это «опосредованно», аффилировано через другие догмы и идеологемы, шаблоны и трафареты, мифы, иллюзии и артефакты, начиненные просталинскими восклицаниями.
Приведу выдержки из «Письма товарищу Сталину», опубликованному на сайте «Свободная пресса» 30 июля 2012 г. Можно воспринять это чтиво и как эссе на эзоповом языке: «Мы заработали миллионы на заводах, построенных твоими рабами и твоими учеными. Мы обанкротили возведенные тобой предприятия, увели полученные деньги за кордон, где построили себе дворцы. У тебя никогда не было такой дачи, оспяной урод. Ты сохранил жизнь роду. Если бы не ты, наших бы дедов и прадедов передушили бы в газовых камерах, аккуратно расставленных от Бреста до Владивостока, и наш вопрос был бы окончательно решен. Ты положил в семь слоев русских людей, чтобы спасти жизнь нашему семени. Мы не желаем быть благодарными тебе за свою жизнь и жизнь своего рода, усатая сука. Но втайне мы знаем: если б не было тебя – не было бы нас. Чтоб избавиться от тебя, мы придумываем все новые и новые истории в жанре альтернативной истории, в жанре мухлежа и шулерства, В жанре тупого вранья, в жанре восхитительной и подлой демагогии. Мы говорим – и тут редкий случай, когда мы говорим почти правду, – что ты не жалел и периодически истреблял русский народ. Мы традиционно увеличиваем количество жертв в десятки и даже сотни раз, но это детали. Главное, мы умалчиваем о том, что самим нам не дорог ни этот народ, ни его интеллигенция.
Это ведь мы не убили русскую деревню, русскую науку и низвели на уровень босяков и бастардов русскую интеллигенцию – это, не смейся, все ты. Ты! Умерший 60 лет назад! А мы вообще ни при чем. Когда мы сюда пришли – все уже сломалось и сгибло. Мы говорим, что ты убил всех красных офицеров и порой даже возводим убиенных тобой военспецов на пьедестал, а тех, кого ты не убил, мы ненавидим и затаптываем. Ты убил Тухачевского и Блюхера, а оставил Ворошилова и Буденного. Поэтому последние два – бездари и ублюдки. А случись бы наоборот, и в живых оставили Тухачевского и Блюхера, то бездарями и ублюдками остались бы они.
Как бы то ни было, мы твердо знаем, что ты обезглавил армию и науку. То, что при тебе мы вопреки тебе имели армию и науку, а при нас не разглядеть ни того, ни другого, не отменяет нашей уверенности. Ты сделал Россию тем, чем она не была никогда – самой сильной страной на земном шаре. Ни одна империя за всю историю человечества никогда не была сильна так, как Россия при тебе».
Письмо направлено в адрес антисталинистов. Базовое лукавство «Письма» в том, что оно доказывает – нынешнее поколение живет за счет того, что понаделал и понастроил Сталин, но если говорить в материально-технических терминах, не все, что «проедается», построено на костях и мясе живых людей при Сталине. Большая часть инфраструктуры времен Брежнева с Косыгиным, и «коэффициент дожития» СССР обязан не Сталину, а самотлорской нефти и газу.
5 марта у меня второй день рождения, а был третьим. Место моего рождения – лесоповал, дата - 1 августа 1938 г., но чтобы не портилась отчетность о детской смертности в «местах не столь отдаленных», Берия издал приказ всех новорожденных детей за колючей оградой, определять на полный государственный пансион. А через годик, если дожил карапуз до этой даты, выдавать ему свидетельство о рождении.
День 5 марта 1953 года для меня особенный, он вселил надежду на свободу мне – малолетнему ЧСВН, и оттого знаковый и незабываемый! И поэтому я его отмечаю с особым ожиданием, волнением, трепетом и боюсь только возврата двух эпох – репрессий времен сталинизма и новой ядерной войны на многострадальной нашей земле!