фото

ОЧАГ КУЛЬТУРЫ В КАМОРКЕ ПАПЫ КАРЛО

Продолжение. Начало в N№ 51 (2013 г.), 4 (2014 г.)

Однако двигаясь от площади Льва Толстого по изогнутому кончику Большого проспекта П.С. к Петропавловскому мосту и Ботаническому саду, забежим немного вперед! Естественно, по ходу экскурсии. То есть в буквальном смысле – слегка повернем назад! И остановимся возле дома номер 13 по набережной реки Карповки.

Его главный фасад, обращенный на запад, вогнут, но не сильно, не как подкова! И в плане представляет из себя только небольшую часть окружности, центр которой попадает во входной портал Дворца культуры имени Ленсовета. На него мы, выйдя из метро, только слегка покосились…

Оба здания, разделенные рекой, садом и проспектом, представляют собой единый архитектурный комплекс! Если хотите, ансамбль – прототип «каморки папы Карло»! Вообще-то, в доме номер 13 должен был проживать в двухуровневой «каморке» на пятом этаже Сергей Миронович Киров.

Для него по оси корпуса (или по радиусу вышеописанной нами окружности) через Карповку спроектировали второй (на этой реке) горбатый пешеходный мостик, ведущий в сад, а через него – ко входу в ДК имени Ленсовета (первое название – «имени Промкооперации», «Промка»).

А первый Горбатый пешеходный мостик – деревянный, находился ниже по течению и носил гордое имя «Тюдор»! Помните, была еще такая Мария Тюдор? Претендентка на британский престол, которая сложила голову на плахе? Вот и Сергей Миронович не удержался в качестве кандидатуры на пост «первого секретаря партии» в масштабе СССР – был убит!

А вместе с тем, и второй Горбатый мост не был построен! Для чего строить? Зачем нужен второй мост, если «Буратино», образно выражаясь, уже «сбросили» с первого?!

Наверное, вы думаете, что это уже вся «каморочная» история? Как бы не так! В доме номер 13 предполагался еще один очень важный житель и «зритель»! Упорно искавший «театр счастья»! Два вышеупомянутых лица и могли видеть портал камина в упор, в фас, просто из окон своих квартир.

Гигантский стеклянный занавес портала с «нарисованным» электрическим огнем очага культуры тоже возник не из пустоты! До него здесь имел место быть объемно решенный и цепляющий проходящих мимо входной блок в «Спортинг-Палас» с популярным залом скейтинг-ринга.

Там, где мы видим «портал», «очаг» и все в этом роде, раньше располагался «сачковорешенный», аллегорически представляющий из себя сачок для ловли людей, вход. Буквально – спроектированный в 3D. То есть, с тремя дверями. Южными, восточными и северными! В южные попадал Максим Горький. В северные – Федор Шаляпин. А в формально-центральные двери, устроенные на продольной оси всего комплекса, никто!

Земляки-нижегородцы Максим и Федор занимались парным катанием на роликах, попутно обмениваясь новостями и оценками происходящих событий.

Следует отметить, что авторы «Спортинг-Паласа», архитекторы С. Гингер и А. Белогруд, создавая столь развитый входной объем, определенно вдохновлялись и руководствовались образом церкви Сан-Андреа в Риме Луиджи Бернини. Короче, от архитекторов Дворца культуры, перестраивающих «Спортинг-Палас» в 30-е годы, требовалось – ни много ни мало – сильно удивить!

Но вернемся ко временам Горького и Шаляпина. Пока они гоняли на роликах, в мире вошли в моду небольшие кафешные кукольные театры «Буратинетти». Куклы на ниточках. С ними в России еще приблизительно 20 лет никто не умел обращаться! Поэтому кукол стали изображать живые актеры.

Отсюда произошел Александр Вертинский, как одиночный автор-исполнитель, и Всеволод Мейерхольд, как великий театральный режиссер. Архитекторы Е. Левинсон и В. Мунц, строя ДК Ленсовета, пренебрегли прохожими, дефилириующими мимо Дворца, уделив все свое внимание Кирову и Мейерхольду, самым генеральным жильцам со второго и пятого этажей дома номер 13.

Жертвами профессионального произвола Евгения Адольфовича и Владимира Олеговича стали даже Юрий Гагарин и Че Гевара. Как-то раз у входных дверей Юрий Гагарин в белоснежной парадной форме (просто белый Пьеро!) и Че Гевара в пятнистом камуфляже ( ну вылитый Арлекин сегодня!), стояли в ожидании гостей-зрителей, а прохожие, видя перед собой сразу двух героев эпохи ХХ века, как говорится, в одном флаконе, даже не сбавляли шаг и не притормаживали!

Что мы можем добавить в тему? Как ни странно, можем! У меня с дочкой нянчилась прекрасная няня, деревенская землячка Сергея Есенина. Девчонкой она качала его с Зинаидой Райх, детей. И это обстоятельство дает мне право почти безапелляционно заявить…

Если бы Зинаида Райх в антракте какого-то спектакля в Москве не бросила вызов Сталину: «Пусть Сталин поучится режиссуре у Мейерхольда!», последнего скорее всего, не арестовали бы в этом доме на лестнице между четвертым и третьим этажами. К счастью, на момент ареста Всеволод Эмильевич уже подарил квартиру сестре.

Эту сестру взял в жены замечательный артист и душевный человек Василий Васильевич Меркурьев. И я свидетель, как он на своей «фазенде» в поселке Рощино (недалеко от дачи Аркадия Исаковича Райкина) пахал на мини-тракторе «Беларусь», чтобы прокормить кучу собранных им вокруг себя «ртов».

И, наконец, последнее на сегодня. Именно Мейерхольд из дома номер 13 на набережной Карповки и эмир Бухарский Сейид Алим-Хан, державший гарем в своем доме по Каменноостровскому, 44 (в десяти минутах ходьбы от Первого дома Ленсовета), стали прототипами Карабаса (эмир Бухарский) Барабаса (Всеволод Эмильевич) для Алексея Николаевича Толстого!

А не надо с людьми, как с куклами!

Архитектор Мельников 27-ой

Иллюстрации –

Дом эмира Бухарского на Каменноостровском проспекте, 44.