фото

Ежели современные дети уверены, что барон – это не хозяин бара, то тут, прежде всего, большая заслуга барона Мюнхгаузена. И уже за одно это ему можно начать ставить памятник. Но, кроме того, есть и другие поводы…

В день, когда барону Мюнхгаузену исполняется ровно 301 год музей ЛГиБМ намерен чествовать ровесницу Калининского района города Санкт-Петербурга скульптора Тамару Викторовну Дмитриеву!

Повод? Прежде всего, поздравить ваятеля с присвоением ей президентом Российской Федерации (приказ от 6 апреля 2021 года № 195) звания «заслуженный художник РФ».

По просьбе Музея Тамара Викторовна много лет работает над образом «барона Мюнхгаузена» именно для Калининского района СПб. Ещё конкретнее – для Полюстровских прудов, осушивших когда-то Центральное БОЛОТО (по латыни – ПОЛЮСТРОВО) Санкт-Петебурга!

Образно выражаясь: знаменитый барон именно тут вытащил себя за косичку от парика из трясины! Вместе с конём, а заодно и со своим патроном – герцогом Брауншвейгским. Пришло время дёргать за косичку и 85-летнюю Тамару Викторовну! Четвёртого февраля от ковида она потеряла супруга, да и сама вместе с сыном успела серъёзно переболеть!

Но продолжим о герцоге: Антон Ульрих, герцог Брауншвейгский был приглашён в Петербург в качестве жениха Анны Леопольдовны, племянницы императрицы Анны Иоанновны. И в качестве будущего отца будущего наследника Российского престола.

Однако капризной невесте суженый-ряженый категорически не понравился! Она предпочла, чтобы его убили на русско-турецкой войне! Почти так и случилось. При взятии Очакова русскими войсками турки убили двух пажей герцога (пажей – в мирное время, а на войне – оруженосцев), без которых Антон Ульрих был как без рук! Но на самом командире Брауншвейгского полка – ни царапины!

Время шло, и новыми руками герцога, если позволительно так выразиться, стали новоприбывшие из Ганновера, «первые полюстровские комсомольцы», (предшественники легендарно-песенного Саши Кондратьева)семнадцатилетние Фон Хойм и фон Мюнхгаузен.

После семи лет жениховства Антон Ульрих так и не сумел добиться благорасположения суженой!

Не помогли ни пышная свадьба, ни вселенское венчание в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте (ныне – Казанский собор), приказ почувствовавшей, что уходит, императрицы…

А решили дело назначенные докторами купания в целебных Полюстровских водах и приём их внутрь молодожёнами; под охраной и присмотром двух пажей герцога, из которых особенно выделялся фон Мюнхгаузен.

Через много лет командующим почётным караулом, встретившим в Риге невесту наследника российского престола Петра III, будет совершенно очарована сопровождавшая «Фике», её мать!

Не мудрено, что «от греха подальше» юный паж был переведён офицером в Брауншвейгский кирасирский полк, обойдя без малого 20 претендентов на это место…

К слову сказать, вода действительно подействовала на молодую чету благотворно, и у супругов, уже в изгнании, стало рождаться каждый год по ребёнку!

Кстати, об изгнании! Когда судьба распорядилась отнять у младенца Иоанна VI Антоновича трон, честь русского офицерства, «обнажив меч» в защиту законной власти, поддержал один барон Мюнхгаузен. Он же оказался чуть ли не единственным в истории, кто, потерпев неудачу, вернее, совершив абсолютно безнадёжный поступок, не пострадал от него – не казнён, не уволен из армии, даже не понижен в звании… А только переведён из Петербурга на службу в Ригу, где (ба!) нашёл своё семейное счастье с Якобиной фон Дунтен.

Но вернёмся к Полюстровской воде! Судьбе Иоанна VI Антоновича не позавидуешь! Но он, как и барон Мюнхгаузен, стал прототипом героев великого множества сказочных историй. Литературных произведений.

А кроме того… Наследниками Иоанна VI (в хорошем смысле слова) мы вправе считать младенцев, появившихся на свет в клинике доктора Отта!

Как и богиня Афродита, когда-то родившаяся из морской пены, так и младенец Иоанн VI, по утверждению врачей, обязан своему появлению на свет Полюстровской воде! С тех пор помогать царственным родам обязали специально созданную для этого клинику доктора Отта. И построили её «рукой подать» от Зимнего Дворца, но всё же за рекой?

«За рекой» – это чтобы и наводнение не помешало прибыть «скорой медицинской помощи», а всегда был на готове катер! Или, на худой конец, вёсла!

Хранителем (если хотите – сторожем) царственной «болотной воды» в Полюстрово доктор Отт назначил своего любимого ученика доктора Замшина.

Музей литературных героев имени барона Мюнхгаузена, «Спасское землячество имени 1500 года».