Художника Сергея Черкасова можно назвать летописцем Владивостока, ведь около 30 лет в его творчестве основной темой является город. У него сейчас проходит выставка на Семеновской, 9в во Владивостоке.
Сергей Черкасов держит в руках картину с изображением вида у железнодорожного вокзала:
– Это дерево уже спилили, но успел нарисовать его, а теперь его нет. Спилили несколько месяцев назад, – говорит художник.
У него не совсем обычные пейзажи: много ярко белого цвета, много моря, деревья, цветы и элементы написаны очень тонкой кистью, что придает полотнам необычности и изящества.
– У любого художника есть узнаваемый стиль, как у поэтов – Есенин отличается от Брюсова, или актеров – ни с кем нельзя спутать Евстигнеева. Хотя есть масса людей, которые находятся под чьим-то влиянием. С момента рождения у меня был заложен такой стиль. Город – моя тема, писал в путешествиях Венецию, сейчас прекратил писать, это неинтересно – как путевые заметки получается. Мне на это время неинтересно тратить. Когда я путешествую, больше хожу по музеям, смотрю. У меня есть холсты с собой, я пишу Владивосток даже в поездках по эскизам, пищу натюрморты, несколько работ на этой выставке я писал в Петербурге. Хотя это не Петербург – вокзал и ГУМ, некоторые пишутся в мастерской по наброскам, Садгород написан прямо перед выставкой, – говорит художник.
Он отмечает, что его глаз природа создала так, что ему хочется работать с белым цветом. Есть художники, которые работают с черной краской. Например, французский художник Солаж, он работает с черным – у него огромные, сделанные интенсивно холсты.
– У меня – белая краска. Белая на небе, белая на земле. Если вы выйдете из помещения, то будете щуриться. На моих картинах цвет бьет, как в солнечный день. Это всё мое сочинение, мое внутреннее ощущение. Это работы настроения – некоторые быстро пишутся, за несколько часов, некоторые – долго. Я читал, Айвазовский свои огромные холсты писал за день. Я тоже работаю очень быстро, правда, с возрастом стал побольше писать, работать. Это наверное плохо. Когда ты переполнен задором и юношеской наглостью, ты быстро ставишь точку, а с возрастом начинаешь: вот, плохо, надо это доделать. Порой работу убиваешь своим старанием. Работа должна быть как на сцене – вышел, сплясал, а когда появляется труд на сцене – это уже не то. Никого не интересует, сколько ты делал работу – интересует, как ты ее сделал. У меня есть этюды, которые я писал два часа, четыре часа, есть работы, которые писал несколько дней.
Художник и в прямом, и в переносном смысле живет живописью – посвящает ей все свое время и получает от нее доходы на проживание. Сергей Черкасов заслуженный художник РФ, Почетный гражданин Владивостока. Его картины есть в английском издании русских художников, они пользуются спросом не только на Родине, но и за рубежом.
Анастасия Попова, фото автора.