Одной из самых острых проблем сегодняшнего образовательного процесса является нежелание большинства учащихся получать знания и практический опыт по какому-либо предмету. Это проявляется через невыполнение домашнего задания, слабая активность на занятиях, безразличие к получаемым оценкам, порой раздражительность в отношении некоторых дисциплин, отсутствие интереса к проводимым мероприятиям в образовательном учреждении.
Мотивация предельно сложная и крайне нестабильная составляющая учебного процесса. Рано или поздно любой педагог, особенно начинающий, задает себе вопрос: «Что я делаю неправильно? Почему мой предмет не интересен ученикам?». Ну, по крайней мере, хочется надеяться, что подобные вопросы возникают в голове преподавателя.
Существует несколько методов повышения мотивации обучающихся: разнообразить формы подачи материала; создать благоприятную, комфортную обстановку в коллективе учащихся; доброжелательность со стороны преподавателя по отношению к ученикам; безусловный отказ преподавателя от критических замечаний в адрес учащихся; учитывать особенности характера и психологического состояния ученика на данный момент; анализ степени обученности и способности учеников к отдельно взятой дисциплине; поощрение обучающихся за высказывание оригинальных идей; предоставить возможность учащимся активно задавать вопросы, вести дискуссию.
создать комфортные условия для самостоятельной, творческой и исследовательской работы учеников; на личном примере использование творческого подхода к исследованию и решению проблем; предоставить учащимся спектр методов и приемов творческой и исследовательской деятельности; использовать не традиционные методы и формы обучения;
Более подробно раскроем последний вариант, на примере конкретной методики преподавания – это «Рейтинговая система оценки знаний и умений учащихся», но не просто оценки ЗУН (знания, умения, навыки), а в целом деятельности каждого обучающегося. Сюда входит: дисциплинированность ученика на занятии, его активность при выполнении работ, ответов на устные вопросы, участие в олимпиадах, конкурсах, грантах. Поэтому полное название данного метода звучит так «балльно-рейтинговая система оценки деятельности учащихся»
Систематическое оценивание качества образования в виде таблицы результатов контроля (рейтинговой таблицы) является инструментом взаимодействия между преподавателями и учениками, которая позволяет не только уровень освоения конкретного человека той или иной дисциплины, но и определить соответствует или нет выбранная методика в настоящее время.
Данная система позволяет создать положительную мотивацию за счет соревновательного элемента и возможности получить определенные «льготы» при сдаче зачета или экзамена!
Суть «балльно-рейтинговой системы оценки деятельности учащихся» заключается в том, что каждое задание оценивается в определенное количество баллов. Это может быть выполнение практической или лабораторной работы, выступление с рефератом (докладом), ответ на устный вопрос, выполнение контрольных работ. Преподаватель может сам установить, какое количество баллов будет выставляться за тот или иной вид деятельности.
Данная система является накопительной, то есть полученные баллы суммируются уже с имеющимися. Таким образом, в рамках изучения какой-либо дисциплины или модуля каждый ученик может набрать некоторое максимальное количество баллов. Учитель может выбрать, какие поощрения получат подопечные при достижении определенного количества баллов, например: освобождение от сдачи зачета (экзамена), уменьшение количества вопросов в экзаменационном билете.
«Балльно-рейтинговая система оценки деятельности учащихся» можно использовать в качестве инструмента повышения дисциплинированности учеников. Для этого необходимо ввести так называемые «штрафные баллы», например: за систематическое нарушение порядка во время занятия снимать 1 или 2 балла за каждый инцидент.
В каждом классе (группе) есть ребята, которые систематический опаздывают, и в этом случает можно ввести «штрафные баллы». Из приведенных примеров видно, что «балльно-рейтинговая система оценки деятельности учащихся» при грамотном подходе позволит педагогу организовать систематический контроль знаний и умений.
Благодаря данной методике преподавания появляется мотивация к обучению у большинства учеников. Немало важным достоинством является и то, что создаётся объективная система оценивания, позволяющая построить и просмотреть картину работы каждого на протяжении всего изучения предмета.
Это только один из вариантов методики «Рейтингового обучения», который может применять в своей деятельности педагог.