фото

Потому что она знает: по слогам или целым словом ее ребенок читать не способен. И даже примитивные «ма-ма», «ра-ма» или «дед» малыш не схватывает целиком. А нанизывает буквы, словно бусы, про себя, держит их все в памяти и только некоторое время спустя произносит слово целиком.

Учительница успокаивает: такое, мол, бывает, научится со временем.

Но время идет, а успехи за ним поспевают слабо. Ребенок не любит и не хочет читать. Ежедневные тренировки малопродуктивны. Более того, именно во время чтения малыш начинает зевать, его безудержно клонит в сон.

Уроки письма также не радуют. Буквы он пишет зеркально или заменяет похожими. Каждый день педагог выписывает их в строку для работы над ошибками, и каждый раз они, словно по волшебству, оказываются перевернутыми, слово «сто» превращается в «это» и наоборот. Несобранность, невнимательность, лень — ставят диагноз родственники и педагоги. Но почему же тогда малыш успевает по математике, а его рисунки не по возрасту хороши?

Ошибается каждый пятый?

Знакомая выпускница педагогического вуза, в памяти которой свежи полученные знания, произнесла непонятные и оттого пугающие слова «дисграфия» и «дислексия». Что же это такое? Ответ несложно найти в Интернете. Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией — нарушения письма.

— Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, — пояснила Елена Гладкая, учитель-дефектолог одной из минских школ. — Читают они медленно, меняют местами буквы и даже слоги. При дисграфии малыши с трудом овладевают письмом: диктанты и упражнения содержат множество грамматических ошибок.

Елена Валерьевна показывает тетрадки своих подопечных. Действительно, дисграфики путают похожие по начертанию буквы «с» и «э», «р» и «ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на количество «палочек» в буквах «и» и «ш» или хвостики-крючки в буквах «ц» и «щ». Оказывается, люди обладают особым зрением на буквы. Просто видеть окружающий мир недостаточно для овладения письмом — необходим талант, позволяющий запомнить и воспроизвести очертания букв.

Почему возникают эти нарушения? Процесс становления чтения и письма очень сложен, в нем задействованы вся нервная система, различные отделы головного мозга. Именно анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняют известные врачи неплохие способности дисграфиков к рисованию.

Без самодеятельности!

Несмотря на то, что ошибки у дисграфиков специфические, поставить такой диагноз могут только специалисты. В первую очередь, нужно посоветоваться со школьным педагогом-дефектологом. Можно обратиться в районный центр коррекционно-развивающего обучения, и ваше чадо обследуют сразу несколько специалистов.

С собой нужно захватить характеристику из школы, выписку из амбулаторной карты (развитие ребенка на первом году жизни и свежие результаты походов к невропатологу, ЛОРу и окулисту), школьные тетрадки и, конечно же, самого ребенка — заочной консультации вам не дадут, нужна личная беседа.

Не пугайтесь похода в поликлинику — он нужен сразу по нескольким причинам. Во-первых, ошибки могут быть связаны со сниженным слухом или зрением — возможно, ваше чадо допускает их всего лишь потому, что сидит на последней парте без очков или плохо слышит педагога. Во-вторых, существуют разновидности дисграфии — оптическая, акустическая и другие, визиты к врачам помогут определить ваш вариант и подобрать правильную коррекцию.

Само пройдет?

Два наивных вопроса, которые зададут специалистам родители ребенка, признанного дисграфиком или дислексиком, звучат примерно так: «Лечится ли это?» и «Может, само пройдет?» Нет, не пройдет! А термин «лечение» специалисты считают некорректным.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Разве можно на простом уроке узнать, что буквой «э» можно причесаться, как расческой, и именно этим она отличается от буквы «с»? Да и повторение матерью учения в данном случае не является. Помните, что дислексия и дисграфия — это состояния, для определения и исправления которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. И конечно, никаких ремней, нахлобучек, сравнений с успешными ребятами, упреков в лености, неаккуратности и тому подобного. Только внимание, терпение, спокойствие. И помощь специалистов, владеющих необходимыми методиками.

Какое будущее ждет ваших дис-детей? Судя по тому, что с этими особенностями мозга жили и творили Леонардо да Винчи, Ханс Кристиан Андерсен, Стив Джобc, Уинстон Черчилль, несколько президентов США, множество звезд Голливуда, Владимир Маяковский, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, перспективы у неважных чтецов и писарей неплохие. Просто им приходится труднее, чем многим сверстникам. Потому помогайте им, не считаясь со временем и трудом.

Василиса ТЕМНИКОВА, «Вечерний Минск» (рисунок с сайта газеты)