Продолжение, начало в №33, 34, 35, 36
ДОМ МАЛЬВИНЫ, МАСТЕРСКАЯ СТОЛЯРА ДЖУЗЕППЕ.
С западной стороны от дома № 13 по Карповке расположился Дом Мальвины. Он имеет сразу два номера: 15 по набережной реки Карповки и 16 по улице Литераторов. Прежде всего отметим, что прообраз Дома Мальвины по отношению к прообразу «каморки папы Карло» - пропорционально (в одном масштабе) очень маленькое сооружение!
Это всего лишь крошечная подстанция для трамвайной, - Санкт-Петербургской, Петроградской, Ленинградской и снова Санкт-Петербургской сети. Профильная деятельность подстанции не прерывалась с момента возникновения здания в 1903 году! Кому пришла в голову мысль делить «кукольный домик» на два адреса – на дом № 15 по набережной и дом № 16 по улице?
Дело в том, что Дом Мальвины, точнее его прототип, внешне состоит из двух самостоятельных блоков – жилого и пристроенного к нему. Их можно рассматривать как один объём, а при желании – как два! В реальности эта компоновка послужила СХЕМОЙ к созданию всех без исключения советских промышленных сооружений, известной как бытовка, (инженерный корпус, административный и т.п.), плюс цех (машинное отделение, турбинное, гараж и так далее). В конкретном случае, перед нами уютный домик с внутренней офисной планировкой. И при нём – машинный цех. С окнами до потолка, снаружи весь увитый плющом, диким виноградом и гирляндами живых цветов, больше похожий на мастерскую парижского либо вообще французского художника, чем на заводское помещение!
Таковы были претензии промышленной архитектуры стиля «модерн» конца XIX – начала XX веков! Сюда, в этот домик, и сбежала Мальвина из Ботанического сада, который остался у нас за спиной!
Ещё левее от дома № 13, чем Дом Мальвины, располагается т.н. мебельная фабрика Мельцера. В царское время – поставщик императорского двора. А в советское – производитель всей кремлёвской мебели. Это и есть мастерская столяра Джузеппе, где произошёл знаменитый разговор её хозяина о старым другом, шарманщиком Карло. Их ссора, а ещё точнее – её прообраз – в жизни выглядел, конечно, совершенно иначе!...
Когда у Рожанской и Толстого появился на свет первенец Юра (кстати, в переводе с литовского – «Лес»), Юлия Васильевна кричала мужу: «Не хочу с ребёнком возиться, а хочу учиться, учиться и учиться!» И отослала новорождённого парня своим родителям в Самарскую губернию.
«Ты что, кукушка?! – кричал ей в ответ Алексей Николаевич. – А наш сын – кукушонок?! При живых-то родителях!» У самого Толстого ещё болело сердце от собственной неопределённости – «из-за поведения матери» он не знал, кто из двух мужей мамы – его настоящий отец! Но Юлия Васильевна всё равно перетянула, так как её папа Василий (по-гречески «Царственный»), был городским врачом, безраздельно властвующим над своими «подданными», излечивая их, в том числе, и пиявками…
От этого «кукушонок», брошенного Алексеем Толстым в пылу спора, нос у Буратино, в отличие от Пиноккио (у того носом была растущая веточка), превратился в гранёный и острый! Наподобие птичьего клюва с твердой неизменяемой геометрией!
Наследник фабрики Мельцера архитектор Мельцер, обладатель большой золотой медали Всемирной выставки в Париже и автор одной из двух самых романтических вилл двадцатого века – Домика Бабы Яги на Каменном острове – пригласил сюда жить художника Кузьму Петрова-Водкина. А художник написал знаменитый голубой портрет девочки с куклой, будущей знаменитой актрисы Татьяны Львовны Пилецкой.
Возможно, от портрета и начались голубые волосы у куклы. Но есть и другая версия…
Обернёмся назад. Туда, где на своём участке архиерей Феофан Прокопович основал медицинские курсы для женщин, слушательницей которых в начале XX века была вышеупомянутая первая жена А.Н. Толстого. Молодым женщинам, посещавшим занятия, полагалось убирать длинные волосы, закалывая их на голове вместе с синей косынкой под цвет форменного платья смолянок средних классов (в зависимости от ступеней обучения институтки носили коричневые, синие и белые платья) обитатели Смольного института благородных девиц во всём служили образцами для подражания!
В Смольном монастыре, на их заповедной территории, находился (и, собственно, находится) главный собор всей учащейся молодёжи страны. И он нёс и до сих пор несёт на себе небесно-голубой колер! Смеем предположить, что именно в нём корень не только голубых волос Мальвины, но и таких известных песенных строк, как «Синенький скромный платочек», «И ранней порой мелькнёт за кормой знакомый платок голубой».
Всеволод Мельников.
Фото автора.
Продолжение следует.