фото

23 марта в театре имени Горького состоялась премьера спектакля «А вы кто?». Эта пьеса известного драматурга и сценариста Виктора Мережко не столь известна, как его остальные драматургические произведения. По сценариям Виктора Мережко сняты знаменитые кинофильмы и спектакли, которыми восхищалось не одно поколение зрителей. Виктор Мережко был сценаристом сорока шести фильмов и двенадцати мультфильмов. Пьеса «А вы кто?» на театральной сцене не ставилась часто. Но по своей природе она является уникальной и несмотря на свою ироничность, более глубокой, чем кажется на первый взгляд.

В одной из городских квартир при непонятных обстоятельствах встречаются двое людей, не первой молодости. Мужчина и женщина в преклонном возрасте не могут вспомнить, при каких обстоятельствах они познакомились и почему пожилая леди пригласила немолодого кавалера к себе в гости. Они не помнят и собственных имен: видимо, возраст накладывает свой отпечаток. Из беседы этих двух персонажей, в ходе которой они предаются воспоминаниям, становится ясно, что она в прошлом работала в театре оперной певицей, а он в советское время служил в подразделении, которое в качестве охраны сопровождало артистов во время зарубежных гастролей. Пожалуй, это единственное, о чем оба помнят хорошо. Рассказывая друг другу о других обстоятельствах собственной жизни, они точно ничего не помнят. Они сомневаются в том, где их дети. Она говорит, что на время гастролей отдала ребенка в интернат, а потом не нашла. Он говорит, что оставил жену с ребенком, и сейчас тоже не знает где они. В продолжение беседы, они не находят ответы на все эти вопросы, а наоборот, еще больше запутываются. Они не раз задают друг другу вопрос: «А вы кто?». И вот так, в нелепом разговоре коротая вечер, они приходят к мнению, что они невеста и жених. В квартире даже нашлось свадебное платье и пиджак для жениха. Сначала пожилая мадемуазель, намочив костюм своего нечаянного гостя, переодевает его в свадебный наряд. Спустя некоторое время и она надевает на себя свадебное платье.

Но вдруг в квартире неожиданно появляются двое молодых людей. Молодой человек уверяет, что это его квартира, ему вручили ключи как выпускнику интерната – на законных основаниях и тому подтверждением является выданный ему ордер. Невеста, увидев свадебное платье на незнакомой пожилой даме, приходит в изумление. Девушка говорит, что это ее свадебное платье и у нее завтра состоится бракосочетание. Но пожилая дама говорит, что свадьба будет у нее и рядом с ней находится ее избранник. В одной квартире оказываются две пары – молодого и преклонного возраста. В ходе беседы старшая пара пытается выяснить, что на их территории делает молодежь. Пожилые люди то узнают в молодых людях собственных детей, которых потеряли много лет назад, то, наоборот – гонят из дома. Молодежь удивлена таким повороту событий.

Дело доходит до того, что молодой человек пытается выставить старика на улицу, потому что тот не понимает, что он не у себя дома, а в гостях, причем пришел без приглашения. Старик вступает в драку. Их успокаивает девушка, которая всячески старается разрядить обстановку, перевести все в форму нелепой шутки. Это не всегда получается удачно, но все-таки накаленную до предела неприязнь удается снять.

В итоге, очутившись в этой фарсовой ситуации и пообщавшись со стариками, молодая пара, у которой, казалось бы, нет за плечами тяжкого груза прошлого и тяжелых воспоминаний, уже тоже не знает, кто есть кто. Они задают вопросы: «А вы кто? А ты уверен, что это твоя квартира? Ну да, у тебя же есть ордер…».

Во время общения между стариком и молодым человеком возникает очередная словесная «перепалка». Старик решает покинуть странную квартиру, где он очутился непонятным образом. Но его машина не заводится. Он садится на скамью. Девушка, которая все время переживала, куда старик пойдет ночью, спускается к подъезду и находит его на скамье. Они играют в домино, при этом громко смеясь и беседуя, отчего просыпается весь дом, отдельные жильцы требуют из окон, чтобы они перестали буянить.

Затем старик уходит, оставляя свою невесту. Избавиться от пожилой невесты, оказывается, куда сложнее. Она уходить не хочет, потому что считает, что эта квартира – ее интернат. Никакие увещевания молодых людей не помогают. Она не снимает свадебное платье и не покидает квартиру.

Она уверена, что ее жених должен сдержать слово военного и вернуться за ней. Жених действительно возвращается с тортом в руках. И молодые люди решают, что свадьба на самом деле не у них, а у этих двоих сумасшедших, неожиданно свалившихся на их голову.

Старик говорит, что когда он поднимался по лестнице, то увидел в квартире, которая находится этажом ниже, много людей, будто они ждут жениха и невесту, которые не пришли на свадебное торжество. «Так это же наша свадьба», – спохватились молодожены и убегают из квартиры. «Не волнуйтесь, – кричит им вслед старик, – там уже все пьяные».

На этой веселой ноте заканчивается спектакль. На сцену выходят молодожены и старики, решившие сыграть свадьбу. Обе пары в свадебных нарядах.

Спектакль полон фарса и юмора, но между тем имеет свое философское зерно. В нем затрагивается вечный вопрос о стене непонимания, которая иногда возникает между разными поколениями. Пожилые люди, оставшись в одиночестве, наверное, взвешивают свою жизнь, отделяя в ней ценное, от того, что на самом деле ничего не стоило.

У каждого, кто придет на этот оригинальный спектакль, появится возможность самому себе ответить на вопрос: «А вы кто?».