фото

Оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер» вновь показывают в Новосибирском театре оперы и балета – несмотря на протесты православных активистов и заявление местного митрополита Тихона о том, что диалог РПЦ с создателями постановки возможен только после ее «исключения в нынешнем виде» из репертуара.

Пока разбирательство по административным делам в отношении директора новосибирской оперы Бориса Мездрича и режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина, инициированное обращением митрополита Новосибирского и Бердского Тихона в прокуратуру, не закончилось в пользу театра, зрители покупали билеты активно, но все же с некоторыми сомнениями: не снимут ли спектакль, не отменят ли, не заменят ли на другой.

Когда 10 марта судья мирового суда Центрального района Новосибирска Екатерина Сорокина прекратила производство по этим делам, не найдя в претензиях прокуратуры к Мездричу и Кулябину состава заявленного ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ правонарушения – «умышленного публичного осквернения предметов религиозного почитания» – оставшиеся билеты стали продаваться еще лучше.

Тем не менее, за полтора часа до начала спектакля перед входом в театр начали собираться люди спортивного телосложения в удобных тренировочных штанах и с характерной уверенностью в своей правоте на лицах. Они радостно приветствовали новоприбывших и кучковались слева от входа в фойе – подготавливали согласованный с мэрией пикет «Защити свою веру!», одноименный с прошедшим 1 марта митингом, собравшим около 700 человек на площади возле памятника Ленину. Организаторы пикета заявляли около 60 участников, но собравшихся было раза в два больше.

Около сотни активистов, среди которых были и председатель местного отделения «Народного собора» Юрий Задоя, и лидер движения «Русский щит» Алексей Лобов, и член молодежного совета Новосибирской епархии с горящими глазами Анна Симанова развернули плакаты «Позор предателям Родины», «Закон что дышло: куда повернешь, то и вышло», а также «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» и другими цитатами из Евангелия.

Кажется, главным их посланием стал баннер «Дорога в ад», напечатанный большими белыми буквами на черном фоне, но, как шутили в толпе, разумнее было бы попытаться развернуть его над входом в театр, иначе получалось, что в ад гостеприимно приглашали сами пикетчики.

фотоПравославных активистов было довольно много, но они не мешали проходу зрителей в театр, за чем внимательно следила полиция. Участники пикета нестройно и неразборчиво кричали «аля-советские» «позор» и «долой», и сотрудники новосибирского оперного, наблюдавшие за ними, справедливо отмечали, что им не помешала бы помощь хормейстера театра Вячеслава Подъельского, тогда выкрики стали бы внятнее.

Проходившие мимо пикета зрители нервно посмеивались и крутили пальцем у виска. Недалеко от протестующих вскоре встал с одиночным пикетом активист «Другой России» Алексей Баранов, который своим плакатом призывал: «Если вы, правда, православные, будьте мудрее, не позорьте нашу общую веру, на ненависти друг к другу Русь жить не может. Запрещая концерты и разгоняя пикеты, можно закончить православным джихадом и терактами в метрополитене».

Зато препятствия зрителям чинились внутри театра. Как рассказала в своем «Фейсбуке» директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий Лада Юрченко, в кассовом зале «стояла толпа крепких юношей в черных шапках, черных куртках, руки в карманах, плечи приподняты, и через них физически нужно было проходить к дверям фойе».

«То есть мне физически нужно было пройти сквозь строй людей, которые «мы здесь стоим только для того, чтобы эти люди видели, что есть другие люди», как говорил их руководитель охраннику, сквозь «плечо к плечу» людей, которые возмущены моей безнравственностью желания посетить оперу, людей, которые призывают к карам за то, что я разделяю либеральные ценности, за то... », — написала Юрченко.

После небольшой задержки спектакль начался и прошел спокойно и с большим успехом. Обозреватель «Коммерсанта» и драматург Ольга Федянина, выполнившая новый перевод либретто Вагнера специально для постановки Кулябина, посетила показ 14 марта и отметила 15-минутные стоячие овации новосибирскому «Тангейзеру». Зрители действительно приняли постановку тепло, а уходящих со спектакля людей было не больше, чем бывает на любой другой премьере.

Правда, вызвавший наибольшую реакцию у православных активистов плакат к фильму кинорежиссера Генриха Тангейзера «Грот Венеры», где между ног обнаженной женщины изображен распятый мужчина, в этот раз завесили серой (кому-то показалось – белой) тканью. Часть зрителей восприняла это болезненно, посчитав купюру нечестной по отношению «ко всей этой ситуации».

«Белый постер выглядел белым флагом. А отсутствие «великого кощунства» не позволяет почувствовать весь накал самой драмы – там, у Тангейзера. Почему проклят, зачем к Папе, что свело с ума? Не прекрасная же пастораль, снятая им... Действие само провисло», — считает Лада Юрченко.

По информации корреспондента Русской службы Би-би-си, артисты также не были предупреждены о корректировке спектакля, а решение об этом принимал сам директор театра Борис Мездрич. По крайней мере, свой диалог с ним привел в «Твиттере» новосибирский адвокат Николай Украинцев, побывавший на спектакле: «Труппа, коллектив принял решение?» — «Что значит «коллектив» – я!»…

Маргарита Логинова, Новосибирск, для Русской службы Би-би-си, в сокращ. (фото с сайта BBC)