Молодым везде у нас дорога, но на избирательных участках несовершеннолетним делать нечего – так считает большинство россиян. В ходе опроса, проведенного Исследовательским центром портала Superjob, почти три четверти граждан высказались против снижения возрастного ценза на выборах с 18 до 16 лет, что предложила фракция ЛДПР. Лишь каждый шестой (16%) считает, что юному поколению все-таки стоит разрешить голосовать на выборах. 12% ответить затруднились.
Более категоричны мужчины: среди них 75% не согласны с предложением депутата (среди женщин – 70%). Характерно, что сами молодые люди до 24 лет восприняли идею с бОльшим энтузиазмом: 23% высказались за подобное снижение возрастного ценза. В более старших группах респондентов у новой инициативы сторонников почти вдвое меньше (14%). Реже всего законопроект одобряли россияне в возрасте 35-44 лет (13%).
Взрослые люди, готовые допустить к участию в выборах 16-летних сограждан, мотивировали свою позицию тем, что такая активность станет для молодежи дополнительным стимулом к участию в жизни страны, даст возможность «чувствовать себя гражданами». «Сознание молодых людей сегодня это позволяет», — утверждали участники опроса, но даже они добавляли, что «жизненная позиция подростков еще не полностью сформирована».
Противники снижения возрастного ценза опасались, что в 16 лет «это еще ребенок, который не способен сделать верный политический выбор». «Человек слишком подвержен постороннему влиянию в этом возрасте»; «Школьники будут голосовать исключительно «по приколу» за каких-нибудь фрикоподобных представителей», – поясняли респонденты. Некоторые предлагали не понизить, а повысить возрастной ценз для избирателей: «В идеале – как в старой доброй Англии или древней Греции – до 30 лет»; «Продлить до 21 года. Слишком рано стали взрослеть». Некоторые напоминали, что работать, нести полную ответственность и служить в армии в России можно только с 18 лет, а выборы дело не менее важное.
«В столь юном возрасте люди не могут быть достаточно объективными. Велика вероятность неосознанного выбора. Большинство 16-летних школьников воспримет это легкомысленно, как игру во взрослую жизнь», – говорили одни респонденты. «Никакой разницы, я не верю в честные выборы. Появится просто больше людей, которые продадут свой голос», – опасались другие.