Начало в N№N№ 49, 51 (2013), 4,6,10,14,19,24 (2014).
Дело в том, что в 1700 году Пётр Первый отправил послом в Стамбул своего тёзку Петра Андреевича Толстого. А через 10 лет, в 1710 году, началась война Турции с Россией. Русского посла заточили в Семибашенный замок, где узник с часу на час ожидал казни. Так прошло много дней. Однажды ночью перед Петром Андреевичем (откуда ни возьмись!) предстал старичок в характерной шапочке… «Не бойся!» - сказал он. – Я покровитель вашего рода! Тебя не казнят!» Старичок исчез, а Пётр Андреевич подумал, что сходит с ума.
Но утром двери темницы действительно распахнулись перед ним. После чудесного избавления посол вернулся в Россию. У себя в усадьбе, где строилась церковь, он велел написать в благодарность за своё освобождение икону, посвящённую святому Спиридону Тримифунтскому, между прочим, второму, после святого Николая Угодника, если можно так выразиться, прототипу Деда Мороза. До сих пор на нетленных мощах уроженца острова Кипр, покоящихся на греческом острове Корфу два раза в год меняют стоптанные башмачки, которые святой снашивает, разнося подарки по миру.
А в гербе Петра Андреевича с той поры появился золотой ключик с лебединым крылом, указывающим на его освобождение, продиктованное свыше! Когда Пётр Андреевич сумел вернуть на родину бежавшего за границу царевича Алексея (за что получил от государя графский титул, передаваемый по наследству), в его новом гербе в центре всё равно был размещён «старый герб»: с золотым ключиком, белым лебединым крылом и изображением «затвора», в котором Толстой томился, стамбульского (константинопольского) Семибашенного замка!
Любопытно, что возведённый в начале XX века, если хотите, в противовес построенному неподалёку зданию «гарема» Эмира Бухарского, Иоанновский женский монастырь, в конце 20 века превратился в реальный символ Семибашенного замка… Получив недостающую (7-ю главу) в виде абсолютно выдержанной в византийском стиле первичной постройки монументальной часовни на углу улицы Профессора Попова и Вяземского переулка.
…И всё-таки под ключом, который держит в зубах черепаха Тортила, чтобы передать его Буратино, Алексей Толстой подразумевал не только и не столько ключик с герба, сколько расположенный по соседству за стеной монастырской ограды завод «Ленинская Искра», ( до революции «Ригель» - ключ), выпускавший и выпускающий поныне аккумуляторы для трамваев и автомобилей. Аккумулятор – вот что было для технолога Толстого золотым ключом в светлое Завтра!
«Светлое будущее» кратко и символично Алексей Толстой описал в представлении театра «Молния», данного в честь Буратино и его друзей. Что касается нас – мы готовы «открыть» для вас показанную на сцене театра «Молния» интермедию, развернув её гораздо шире и подробнее! Тем более, что в самом начале наших выпусков мы обещали рассказать о том, что же происходило дальше, за пределами того времени, когда кончается сказочная повесть. Разделим рассказы о «будущем» (которое для нас с вами уже давно прошлое), на две части.
Первая – та что касается судьбы театра с названием «Молния». Вторая – судьба и смысл самого представления, показанного Буратино и его друзьям.
Первое – театр. Его светлым будущим можно считать строительство Дворца Молодёжи в городе Ленинграде. На сцене зрительного зала Дворца Молодёжи начинал свою карьеру всемирно известный театр «Лицедеи» под руководством Вячеслава Полунина. Впрочем, со своей первой любовью и женой Алексей Толстой познакомился на подмостках самодеятельного театра в Самарской губернии. Другой, самодеятельный театр его коллег по техническому образованию, начинался с так называемых «курчатовских посиделок», или «курчатовских капустников». Затем стал называться «Темп», а потом никак не назывался, если не считать его названием - название его спортклуба: «Молния».
В этом театре играл и ваш покорный слуга…
Но самое интересное, друзья, что мы с вами, уважаемые читатели, можем себе позволить такую роскошь, как «сочинить» фотоиллюстрацию и к самим «Приключениям Буратино и его друзей». Вспомним последнюю мизансцену, увиденную в театре «Молния».
Правда, для такого снимка недостаточно иметь только заряженный фотоаппарат! Кадр должен быть сугубо постановочным. Надо собрать народ, договориться с владельцами балконов и т.д. Может быть, пригласить для исполнения «сценки на городской площади» юных балерин из Вагановского училища? Разумеется, с разрешения великого Цискаридзе!
Всеволод Мельников.
На снимках: мост в страну дураков; герб рода Толстых; Спиридон Тримифунтский.