до уровня власть предержащих
Идея ввести уголовное наказание за оскорбление учителей разделило российское общество пополам: 51% экономически активных россиян поддерживает предложение депутатов Госдумы приравнять учителей к представителям власти и уголовно преследовать тех, кто решится оскорбить педагога, находящегося при исполнении своих служебных обязанностей. Это в ходе очередного опроса 1600 респондентов в 248 населенных пунктах РФ выяснил Исследовательский центр портала Superjob.ru.
31% респондентов выступил против этого предложения, почти каждый пятый (18%) затруднился с ответом. Чаще против уголовной ответственности выступали россияне, имеющие детей. Пол и возраст тоже влиял на ответы опрошенных. Чем старше респондент, тем чаще он был против столь радикальных мер защиты педагогов (27% у респондентов до 24 лет, 33% – старше 45). Мужчины были категоричнее в ответах: затруднились ответить только 14% представителей мужского пола и 23% женского.
Судя по всему, депутаты нащупали очень значимую «болевую точку» нашего общества: комментарии к опросу были необычайно эмоциональными. «У современных детей искажено понятие «права человека». Школьники специально провоцируют учителей усмешкой, игнорированием, хамским поведением…»; «Сейчас любой может комментировать действия педагога, и особенно родители в присутствии детей. Дети быстро все понимают и начинают манипулировать»; «Наше законодательство построено таким образом, что учитель стал абсолютно бесправен по сравнению с учеником»; «В наше время нужно быть героем, чтобы войти в класс к ученикам», – говорили сторонники идеи наказания.
Но даже выступающие «за» респонденты часто замечали, что закон все-таки нуждается в качественной проработке, чтобы ученики тоже не оказались беззащитными. «А учителя у нас компетентны? Сначала порядок надо навести, повысить компетентность учителей и их человеколюбие с гуманизмом»; «Учителя (не все) тоже имеют привычку устраивать травлю. Если еще и уголовную ответственность ввести, они не будут знать берегов»; «Еще неизвестно, кого надо защищать. Учителя сами хороши»; «Преподаватель помимо обучения предмету должен воспитывать и уважение к себе», – считают опрошенные.
Помимо уголовного наказания за оскорбление педагога респонденты предлагали ужесточить и ответственность за оскорбление и унижение детей в ходе учебного процесса. Неясными для россиян остаются и границы «компетенции» преподавателей. Если, например, учительница русского языка употребляет слово «ложить», и ей это ставят на вид – будет ли она иметь право посадить критика в тюрьму, уточняли респонденты.
Так что инициатива явно нуждается в детализации и доработке. Хотя учителей россияне уважают, любят и готовы защищать от обидчиков, депутатам явно придется «доделать уроки» и полностью «решить задачу».