фото

Начало см. в N№N№ 49,51 (2013), 4, 6, 10, 14, 19(2014)

Итак, мы стоим перед зеброй Каменноостровского проспекта и не знаем, двигаться ли вообще?!

Словом, нам и здесь стоится неплохо! Слева – Пионерский мост, недавно несправедливо переименованный обратно в Силин (имя владельца участка в XVIII веке). Построенный в конце XVIII века деревянным, он заново возведен в 1936 году из бетона и гранита с уникальной чугунной оградой – к 15-летию Всесоюзной пионерской организации!

Кстати, на этот социальный запрос отреагировали и писатели – Л. Лагин «Стариком Хоттабычем», С. Михалков «Сказкой о трех поросятах», А. Волков «Волшебником Изумрудного города», К. Чуковский «Доктором Айболитом», А. Толстой «Приключениями Буратино» и так далее.

Справа от нас – рукой потрогать, только протяни – знаменитая мебельная фабрика Мельцера, а через дорогу от нее – мастерская скульптора Опекушина, где лепился московский памятник Пушкину и новгородский – Тысячелетию России… «Нет-нет! – говорит экскурсовод Чувствую, мы не вправе пересечь Каменноостровский проспект, ничего не узнав о двух его «крыльях», раскинутых по левую и правую руку от Силина (Пионерского) моста через Карповку!

Справа мы имеем Каменноостровский дворец, до недавнего времени – санаторий ВВС, где останавливались прилетавшие в Ленинград летчики-космонавты. За Каменным островом, возле станции метро «Черная речка» дача Салтыкова. В советское время – ночной санаторий для летчиков-испытателей с Комендантского аэродрома, помогавший пилотам интенсивно восстанавливаться при ежедневных полетах.

Еще дальше - «архитектурный пересказ» в конструктивистском стиле дачи Салтыкова представляет собой так называемая «Красная школа». До войны – обычная средняя школа для мальчиков, но… с авиационным уклоном, позволявшим поднимать самолеты над Комендантским полем с 14 лет! В этом возрасте самостоятельно взлетел и будущий первый человек на Луне Нейл Армстронг!

И советский космонавт-исследователь, выпускник «Красной школы», так называемый «Евгений Иванович», насколько можно понять, планировавшийся для первого облета Луны! Откуда нам это известно? Это вопрос уже ко второму «крылу» Каменноостровского проспекта, указывающему в сторону Аничкова дворца пионеров и школьников.

Между «Пионерским мостом» и «Дворцом пионеров» расположено такое интересное заведение как Зоопарк! Кроме своего обычного предназначения, он замечателен тем, что из него вышло немало любимых всеми литературных персонажей, например, Айболит, Вася Васильчиков… Крокодилы: Крокодил, (крокодил – просто, но говорящий по-турецки), Тотоша и Кокоша – родословие Крокодила Гены.

Лемуры: Мурзилка (от реки Мурзинки), родословие Чебурашки… и т.д. Но главным богатством Зоопарка безусловно стал исторически сложившийся в Санкт-Петербурге «птичий таксопарк».

Наверняка немногие помнят, что первых пеликанов Великобритании подарил от имени Российской империи Петербург! И с тех пор они летают в Лондонских парках, как в наших воробьи! Что первым человеком, совершившим перелет на утках (с Уткиной Заводи на Уткину Дачу) был офицер русской армии барон Иероним фон Мюнхаузен!

А потом уже были – Дюймовочка на ласточке, Нильс на гусях, и в этом высоком «болеро» вполне достойное место занял Буратино на лебеде! Лебеди (любимая птица Андерсена), всегда украшали собой петербургский Зоопарк в память о секретной дипломатической миссии Ганса Христиана в Томске! Но об этом мы еще поговорим…

Вернемся к Аничковому дворцу. Как написано в предыдущей главе, нельзя было называть, здесь, будущего Николая Второго Николаем! Еще и потому, чтобы в Аничковом дворце не сложилась насчет рожденных здесь «первенцев» дурная традиция!..

Пятнадцатого октября 1962 года здесь был открыт Клуб юных космонавтов имени Германа Степановича Титова для психофизической реабилитации последнего. В помощь санаторию ВВС, ночному санаторию, чтобы еще раз не переходить дорогу Титову и не мешать процессу его «реабилитации», Юрий Гагарин даже ни разу не переступил порог Аничкова дворца!

К сожалению, в итоге Герман Степанович «де факто» отказался от этих ребят! Из гордости, наверное! И братья Стругацкие, читавшие им лекции, написали по следам событий роман «Гадкие лебеди». Прибавьте и этих птиц в коллекцию петербургского Зоосада!

А ведь все затевалось серьезно! Перед юношами и девушками маячила реальная цель - помочь Аргентине закрепить за ней прибрежный архипелаг и окончательно переименовать Фолклендские острова в Мальвинские! Очень уж в клубе любили «Приключения Буратино»!!!