фото

В конце 2013 г. Авторский театр поэзии Ольги Воронцовой достойно и ярко отметил свой десятилетний юбилей. Без какой бы то ни было государственной или спонсорской помощи. На вопрос - почему Воронцова даже не попыталась подать заявку на субсидию в Комитет по культуре, художественный руководитель ответила категорично:

– «И не подумаю! Не отрицаю, мне очень нужна финансовая поддержка! Но у меня и моих коллег — руководителей некоммерческих организаций — складывается ощущение, что мы участвуем в каком-то фарсе, где участие таких, как мы, нужно лишь для того, чтобы кто-то получил хорошую сумму денег, заранее распределенных.

Нет, я не утверждаю, что это непременно так, но основания к подобным умозаключениям есть и у меня, и у моих коллег. А ведь подача заявки на субсидию — это сбор кипы документов, бессонные ночи! И все это ради очередного отказа?! Отказа в финансировании проекта, культурная и социальная ценность которого ясна и документально подтверждена и благодарственными письмами, и оценками видных деятелей разных видов искусств!»

Дело в том, что АНО «Центр культурных программ», структурным подразделением которой является Авторский театр поэзии, было отказано в субсидиях несколько раз подряд. А годом ранее Театр Воронцовой не получил финансирования на постановку таких спектаклей, как «Диалог с Анной Ахматовой» и «Диалог с М.Ю. Лермонтовым».

Анне Андреевне Ахматовой в 2014 г. исполнилось бы 125 лет. В этом же году будет праздноваться 200-летний юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова. Мне, как общественному деятелю в области культуры, трудно понять, как можно в юбилейный год великого русского поэта не поддержать спектакль, посвященный ему? И это не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге, культурной столице России!?

Нет, я не исключаю, что под благородным названием может скрываться редкостная чушь, которую и финансировать-то грешно. И так нередко бывает. Но какое отношение к подобным случаям имеет Ольга Воронцова, владеющая высшим пилотажем актерского мастерства, а именно, способная одна в течение полутора часов удерживать напряженное внимание зрителя?

Это только как актриса. Но ведь ее поэзия, драматургия и постановка — это настоящее искусство. Это искусство не «пахнет нафталином», это сегодняшний театр. Но нет в нем оригинальности ради оригинальности, нарочитого поиска новых форм, заигрывания с так называемым «искусством будущего.

Красота, гармония и сильнейшее воздействие на зрителя — вот что отличает этот театр. «Воплощение красоты в чистом виде» - так характеризует Театр Воронцовой известный петербургский поэт и общественный деятель Александр Гущин.

Настоящий ценитель искусства, искушенный зритель нуждается именно в этом. На спектакли Ольги Воронцовой приезжают люди из области. Вот что заявила посетительница литературно-музыкального салона из поселка Морозовка:

– Мы очень любим театр (члены салона), но театр настоящий, не суррогат, которого сейчас очень много. Не так давно мы посетили спектакль (опустим название спектакля и крупнейшего в нашем городе театра), на который давно хотели попасть. Нам было стыдно видеть, во что превратили знакомый всем театралам классический материал.

Только наше хорошее воспитание удержало нас от порыва покинуть зрительный зал уже в первом действии, со второго мы ушли, не жалея о довольно дорогих билетах. Это вопиющий факт, но он, к сожалению, далеко не единственный на сегодняшней сцене.

Я уже не говорю о добротных коммерческих спектаклях с «медийными» актерами, после которых остается ощущение, будто посетил неплохой, но попсовый концерт, а мечтал о встрече с высоким искусством. Приходится искать это «высокое» искусство, искать с большим трудом.

Нам повезло, наш салон посетили Ольга Воронцова и ее партнер Андрей Черненков. И теперь мы с удовольствием приезжаем на спектакли Театра поэзии Ольги Воронцовой. Нам повезло и в том, что наш салон оповещают о расписании спектаклей».

А теперь задайте себе вопрос: сколько таких истинных ценителей искусства лично может посетить и оповестить творческая чета и наша организация?

Конечно же, «Диалог с М.Ю. Лермонтовым» будет поставлен Ольгой Воронцовой и ее партнером Андреем Черненковым. Но вот вопрос — какое количество зрителей его увидит без широкой рекламы, афиш, расклеенных по городу? Да и идти он будет не в тех залах, о каких мечтает любой театр, с хорошим светом и звуком. Вместо достойных сборов со спектакля и проката его в солидных залах будет лишь резонанс. Который никуда не деть. Именно так обстояло дело со спектаклем «Кармен — принцесса роз».

15 марта 2014 г. в культурно-досуговом центре «Галактика» состоялась премьера «Принцессы Кармен» (это было дежурное название). Не было афиш, расклеенных по городу, не было билетов, продаваемых в театральных кассах. Ведь постановка эта никем не финансировалась (при всем обилии роскошных костюмов).

Ждали, однако, этой премьеры очень многие представители литературно-артистической среды нашего города и, конечно же, зрители. «Сарафанное радио» - может, оно и не обеспечит больших сборов и заполненности огромных залов, зато по части того, что называется «войти в историю», это самое действенное средство. Действительно, парадокс (а может, закономерность?!), но мало какой коммерческий спектакль с участием так называемых медийных лиц, пестреющих на крупных плакатах, имеет подобный резонанс.

Зрительские эмоции, которые можно было наблюдать после премьеры спектакля в «Галактике» на Руставелли, 12, не менее интересны, чем само театральное действо.

Интересна и сама история этой постановки. Стоп! К сведению читателей: история рождения сегодняшних «попсовых» спектаклей с «медийными» лицами одинакова. Цель здесь одна — заработать денег, именно для этого прокатываются спектакли, в которые вложена сумма с большими нулями, на разных сценах и в разных городах. Материал такой, чтобы это было «скушано» платежеспособным зрителем. На настоящих ценителей ставки не делается. Все, как в шоу-бизнесе.

А теперь вернемся к истории «Кармен — принцесса роз». Постановка осуществлялась силами двух ярчайших творческих коллективов: Авторского театра поэзии Ольги Воронцовой и ансамбля Los Colores, а также поэта, драматурга и актрисы Юлии Варфоломеевой. Творческая идея принадлежит актрисе и поэту Ольге Воронцовой, которая давно мечтала поставить авторский музыкально-поэтический спектакль на эту тему, но чтобы это была не Кармен Мериме или Бизе, а Кармен Воронцовой, лишь страстью и независимостью схожая с известной героиней XIX века.

Принцесса Кармен — не просто аристократка по крови и манерам, но она к тому же рождена не умереть, а жить, чувствовать и быть воплощением вечной женственности, вселенской любви, земной, созидающей, продолжающей род человеческий. В одном ее беда — не встретить равного, способного так же любить, выдержать накал ее страстей, приливы ее нежности. Ему, и только Ему, она сможет хранить верность, но где Его найти?

Как Феникс, Кармен возрождается из пепла, проходя через новые и новые разочарования, людскую зависть, злобу и глупость, веря в то, что она, исключительная женщина, все же обретет свое счастье.

Вся роль главной героини построена на стихах самой Воронцовой. Поэзия Юлии Варфоломеевой легла в основу второго главного персонажа — Судьбы, которую Юлия сама же довольно убедительно играет. В основе композиций в испанских ритмах песни авторов Los Colores на стихи великих испанских поэтов — Ф.Г. Лорки, Х.Р. Хименеса, А. Мочадо в лучших русских переводах. Авторство почти всей (великолепной!) музыки в спектакле принадлежит музыкантам «Los Colores», за исключением одной композиции Пако де Люсия, но в оригинальной аранжировке ансамбля.

От танцев не отвести глаз. И амплитуда исполнения, и темперамент — как будто все это испанское. Откуда все это? Да просто члены ансамбля Los Colores считают эту страну своей второй родиной, они часто бывают в этой стране, и не как туристы, а как ученые, поэтому имеют глубокие знания о ее культуре и искусстве. А далекие, но сильные южные корни Воронцовой и Варфоломеевой ни для кого не новость.

Стилистически спектакль решен весьма интересно: это синтез «пост-фламенко» и стиля «модерн». Нелегким делом была постановка для Ольги Воронцовой и Андрея Черненкова. Но увлекательным. Такой «Кармен», думаю, не было еще никогда ни на одной сцене.

Несомненно, спектакль надо видеть. Что бы о нем ни говорилось, это не заменит живого восприятия. А говорилось на волне еще не схлынувших эмоций много.

– Это было что-то непостижимое — весь зрительный зал оба отделения сидел, затаив дыхание, тишина была просто гробовая. Чтобы так держать публику два часа подряд!.. Каким мастерством всей этой команде артистов надо владеть?! - директор КДЦ «Галактика» Ольга Леонидовна Жукова.

– Это лучшее, что я видела из постановок в моей жизни! – хозяйка двух литературно-музыкальных салонов — «Последний четверг» (Великий Новгород) и «Вольный ветер» (Санкт-Петербург) Мария Васильева.

Это потрясающе красиво и сильно! Дай Бог актерам хоть одного спектакля со «звездами» в наше время уметь так виртуозно работать, так воздействовать на публику — просто током пробивать! - пианист, известный в Петербурге автор-исполнитель Анастасия Клементьева.

Это только три высказывания о спектакле. К сожалению, ни авторам этих восторженных возгласов, ни самим актерам, ни мне — автору этой статьи не пробить стену российской действительности, театрального шоу-бизнеса. Стыдно и больно!..

Но настоящее искусство, подобно Кармен Воронцовой, живет и дарит людям красоту, несмотря ни на что. Скольким людям! - вопрос другой. Как-то восторженный зритель, преподнесший Ольге Воронцовой розы, воскликнул: «Вы — самая прекрасная из всех роз мира!»

Уже в гримерной Ольга с горечью поделилась со мной: – Еще бы не самая прекрасная — роза-то на навозе! Пока дойдешь до моей клумбы — туфельки испачкаешь. А выход из этого пока один — искать настоящее искусство, оно есть, оно живет, несмотря на полную безденежность и равнодушие сильных мира. И помогать ему — кто чем сможет.

С этой связи, мы очень благодарны газете «Арсеньевские вести», которая будет сообщать о предстоящих спектаклях Авторского Театра Ольги Воронцовой и ее замечательных партнеров и обо всех мероприятиях Фестиваля искусств «Красота спасает мир».

Следующий спектакль «Кармен — принцесса роз» состоится 18 мая в 17.00 в ДК им. С.М. Кирова (Большой проспект Васильевского острова, 83). И состоится он так же, как и премьера, под эгидой АНО «Центр культурных программ» в рамках Международного фестиваля искусств «Красота спасает мир».

А самое главное, о чем хочется сказать, это то, что и премьера «Кармен — принцесса роз», и второй спектакль 18 мая, и еще несколько следующих спектаклей — все это подарки для петербургской публики, поскольку вход туда СВОБОДНЫЙ.

 

Директор по связям с общественностью АНО «Центр культурных программ», общественный деятель в области культуры Л. Волкова