Глядя на картину, основная мысль которой якобы лежит на поверхности, человек испытывает радость узнавания, чувство, что они с художником говорят на одном языке и понимают друг друга.
Другой составляющей выдающегося произведения могут быть эмоции. Чем ярче, сильнее эмоция, показанная художником, тем притягательнее картина для зрителя.
Ну, и есть откровенная чернуха. Не буду искать примеры, поскольку мне такая живопись малосимпатична. На негативных струнах играет, увы, немало современных художников. Тошноту вызвать легче, чем восхищение…
И на последнее место я могу поставить технику исполнения, мастерство художника. Потому что даже самая совершенная, безукоризненно исполненная живопись, но при этом не выражающая мысли и эмоции, будет скучна. Да, мастерство вызывает восхищение и уважение, но зрители хотят видеть что-то, помимо хорошей техники.
Ну, и по настоящему талантливыми мне представляются картины, объединяющие в себе все 3 составляющие: идею, эмоции и мастерство. Впрочем, это относится не только к изобразительному искусству, но и к литературе, кино, театру, к музыке и архитектуре…
Мне посчастливилось поприсутствовать на открытии персональной выставки Николая Ярмоленко «С любовью к жизни». Художник популярен не только на Дальнем Востоке, но и в Индии, Японии, Америке и, конечно же, в соседнем Китае.
Экспозиция, приуроченная к Году культуры в России и представленная в Приморском краевом центре народной культуры, состояла как и из общеизвестных картин, так и из сравнительно новых работ Мастера.
Его пейзажи камерные, полотна небольшие по размеру. И не гламурно-помпезные, напротив — на них изображены достаточно простые виды: отчий украинский дом, приморские пейзажи, сельские дороги или же морские этюды. Но они настолько пронзительны, душевны, так эмоционально наполнены, что за этим видна и яркая индивидуальность художника, и его традиционный стиль, и манера письма, присущая только ему. Его картины передают и фрагменты босоногого детства, и камерную красоту родного села, и сам дух русской природы, и суровую мощь морской стихии...
На первый взгляд, живопись Ярмоленко кажется легко написанной, эдакой импровизационной. Эта импровизационность возникает благодаря экспрессии мазка, столкновению цветовых диссонансов, которые уверенная кисть художника в конце концов и приводит к художественной гармонии. В визуальных ассоциациях ворочаются, шушукаются духи остывающего дня или бабьего лета.
На его картинах чистые открытые цвета, свет ложится плотно, играя фактурой широких мазков. Холст начинает дышать, декорация как бы оживает, и ты дивишься свежести и воздушности ощущения… За каждой работой виден богатый внутренний мир самого художника, дар умеющего видеть окружающее каким-то особым зрением и это видение трансформировать в творчество..
И все же при имени Николая Ярмоленко мне прежде всего вспоминаются его морские пейзажи. Помните, Осип Мандельштам писал: «И море, и Гомер, все движется любовью». Вот этой любовью рождены марины Ярмоленко, которые «пространством и временем полны».
Сам Николай Тихонович – человек с чрезвычайно интересной и насыщенной судьбой. Уроженец Черниговской области, он ещё подростком, чуть ли не по наитию начал заниматься живописью и художественными ремёслами. Закончив срочную службу на Балтийском флоте, «бросил якорь» на Дальнем Востоке. Довелось ему поработать на сахалинских больших рыболовных траулерах (БМРТ), побороздить и Берингово море, и «ревущие» сороковые широты, и даже дослужиться до чина боцмана.
Но тяга к искусству, к живописи, желание творить победило т.н. рыбацкий карьерный рост. Окончательно списавшись на берег, Николай Ярмоленко поступает во Владивостокский художественный институт, но не удовлетворившись этим образованием, уже на шестом десятке заканчивает ещё и ДВГУ по специальности «Народное художественное творчество».
Николай Тихонович — действительный член Петровской академии наук и искусств.
Проработав около двадцати лет художником-дизайнером в ДВГУ, Николай Тихонович, в силу своего характера и темперамента, неуспокоенности и хорошей всеядности, успевал, помимо пленэра и оформительских работ, написания галереи портретов исторических героев и Нобелевских лауреатов, ещё руководить фольклорным ансамблем «Янтарные россыпи». Вот уж воистину талантливый человек — талантлив во всём.
На открытии персональной выставки об этих качествах Николая Тихоновича, об его человеческих свойствах, а именно об исключительной доброжелательности, искренности, позитивности говорили заслуженные художники России Владимир Снытко и Николай Большаков, и его коллеги по университету, и его многочисленные друзья и поклонники.
«Жизнь прекрасна», – утверждает Николай Ярмоленко — и мы, попадая под обаяние его живописи, не можем не согласиться с ним. В день открытия выставки, когда отзвучали выступления искусствоведов, поздравления друзей и аплодисменты зрителей, мне удалось побеседовать с её автором. «Мои творческие планы, —поделился Мастер, — как каждого человека, занимающегося своим делом, просты и понятны — работать. А самая лучшая работа всегда последняя».