Еще до признания губернатором О. Кожемяко 25 февраля нынешнего года на совещании о провале «мусорной» реформы в Приморском крае мы били тревогу о вопиющих, по нашему мнению, загрязнениях окружающей среды, прилегающих территорий рек, парков.
Власть бездействует. Она присылает в ответ на наши многочисленные обращения и критические статьи «пустышки». И за эти «пустышки», считаю, преступную бездеятельность, чиновники получают за счет народа сытное денежное довольствие с различными привилегиями!
Особенно наглядно власть показала себя при неудавшемся, считаю, внедрении федерального закона «Об отходах производства и потребления», когда практически вся деятельность сконцентрировалась на сдирании денег по полной программе! Люди были в шоке, получив непонятные «жировки» от непонятного КГУП «Приморского экологического оператора» за вывоз мусора.
Народ, каким-то образом узнавший о «кулуарном» приезде в Дальнереченск руководителя государственной жилищной инспекции Евгения Александровича Баршая с заместителем Андреем Алексеевичем Заика, повалил в здание городской администрации. Люди прихватили с собой «жировки» по мусору, рассчитанные у некоторых даже и на давно умерших людей или давно не живущих по данному адресу.
Яблоку негде было упасть в зале заседаний, многим пришлось стоять в коридоре. Судя по всему, власти такой активности не ожидали, как и бурного возмущения.
В этот день в Дальнереченск как раз пришла наша газета со статьей «Мусорный бум или очередной «лохотрон»? Мы уже предвидели, что власть приморская своим бездействием, сдиранием с людей сумасшедших платежей (по 116 рублей без 5 копеек с каждого прописанного в частном доме) усугубит и без того острую социальную напряжённость.
Народ возмущенно спрашивал у жилищных инспекторов, почему с живущих в многоквартирных домах с каждого прописанного в квартире берут по 65 рублей 28 копеек, а с домов частного владения – почти в два раза больше? Что это за дискриминация?
«Многоквартирники» имеют возможность ежедневно выносить мусор в установленные на площадки контейнеры, а у «частника» мусор забирают всего один раз в неделю? При этом мусор надо упаковать в мешки и оставить на обочине дороги, либо подвешивать на заборах! И есть мусор или нет, даже если и некого, ой, извините, нечего подвешивать, всё равно требуют платить. А собаки, крысы, мыши тут как тут, рвут мешки, и мусор разносится по всей округе.
Надо было видеть лица доведенных до отчаяния людей! Очередной побор за фактически невыполненную работу должным образом, в соответствии с этим же федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления», законом «О защите прав потребителей», требований СанПин и т.д.
Народ буквально засыпал неудобными вопросами инспекторов Баршая с Заикой. Где оборудованные, как полагается по закону, площадки под контейнеры с крышками, где их ограждение, озеленение? Нет ничего, а деньги плати! Почему оплата без учета фактически выполненной работы? Где нам брать мусор, если его нет? Почему нет должной информации, откуда взялись такие нелепые тарифы? Кто рассчитывал? Почему с народом не посоветовались, как лучше и практичнее внедрить мусорную реформу?
Вместо этого правители, в который раз, залезло к нам в карманы! Зачем такая спешка, чтобы поскорее только деньги с нас снять непонятно за что?
Почему не приехал на встречу с людьми этот экологический оператор?
Вопросов уйма. Народ справедливо подметил, что «верха» поправки в Конституцию обсуждают, а мусорную реформу обходят стороной, ограничившись одними денежными поборами, даже за невыполненную фактически работу.
Главный жилищный инспектор Е. Баршай, как и положено по статусу, «успокаивал» гнев народный словами:
– Мы не на митинге. Реформу не отменить.
Активисты говорили, что пойдут в суд защищать свои права по поборам мусорной реформы. Но с чем в суд идти, если на руках нет договоров? С этими «странными бумажками», у многих даже безымянными?
Люди настаивали, чтобы с получателями коммунальных услуг заключались договора. Главный жилищный государственный инспектор всего Приморья Е. Баршай убеждал, что мусорная реформа не предполагает договорную систему. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Е. Баршай соглашался, что в частном секторе люди генерируют меньше отходов. Во многом соглашался с требованиями народа, в том числе и по снижению норматива. Норматив пересмотрят к 2021 году. Этим и занимается экологический оператор.
Накал страстей не стихал. Депутат из села Соловьёвки Николай Харько высказал, что коль мусорная реформа хромает, плохо подготовлена, значит долой эту вакханалию до поры до времени. Ведь базы – никакой. А может, наоборот, мусоросжигающих и перерабатывающих заводов за наши деньги понастроят?
Житель села Лазо Александр Павленко привёл свои расчеты, по которым сумма сбора за мусор по краю получилась более миллиарда рублей. Но как власть распорядится ими, куда повернут миллиард при этакой-то воровитости и долгостроях? Не лучше ли китайцев пригласить заводы строить? Они у себя за 10 дней больницу возвели…
Страсти не унимались, и главный жилищный инспектор Е. Баршай громогласно пообещал, что он «ляжет костьми», но добьётся, чтобы и городские владельцы частных домов платили мусорный сбор в размере 115 рублей за подворье, а не с каждого прописанного человека в доме.
Ну, а что сделал для облегчения мусорного бремени с народа мэр Дальнереченска Сергей Васильев, который сидел за одним столом с краевыми жилищными инспекторами? Кто, как ни глава администрации, должен все силы вкладывать в благополучие людей на вверенной ему территории?
Но из уст господина Васильева мы услышали, что ответственность – в руках самих граждан. Дескать, на сходах надо решать, как удобнее получать услугу по обращению с твёрдыми отходами, а потом поставить в известность администрацию.
Кому нужен такой глава администрации, который работать на благо своих кормильцев не желает?
Е. Баршай, видя такую сложную ситуацию по мусорной реформе, согласен с мнением народа, что нужна встреча руководства регионального экологического оператора с населением.
Мусорная реформа, пока что видится, – для обдирания народа и обнищания.
А чем же занимается рожденное в 2020 году правительство с министрами приморскими? Что они делают для улучшения нашей жизни? Увы, пока видим беспросветное повышение цен на всё, даже на мусор. Как отметила зам. председателя правительства Приморского края Елена Пархоменко, правительство намерено сделать всё возможное, чтобы работа по уборке отходов в регионе шла без перебоев. Речь идёт, в том числе, о дополнительных денежных вливаниях. Помимо ранее заявленных 220 миллионов рублей, выделенных из бюджета на мусорную реформу, правительство потратит 75 миллионов рублей на спецмашины, которых ощутимо не хватает региональному оператору.
Пока денежные миллионные потоки на мусорную реформу текут рекой, тем временем из мусорных мешков, стоящих на обочинах дороги возле частных домов и подвешенных на заборах, злые стаи голодных собак с проворными крысами продолжают добывать из них пищу…
Да, мусорная реформа в Приморье сразу скатилась в тартарары, других слов и не подберёшь…
Александра Набокова, руководитель регионального ОДПК «Хранители закона», участник регионального ОД «Право народа»
Фото и видеозапись автора.