В Челябинске сотрудников стоматологической поликлиники №1, выступавших против несправедливого, по их мнению, увольнения главного врача, силой доставили в полицию и угрозами заставили дать показания против бывшего руководителя. Дмитрий Кучин выступал против оптимизации муниципальных лечебных учреждений, за что и поплатился работой, считают его коллеги. Сейчас он пытается оспорить свое увольнение в суде.
Одной из первых доставили в полицию пожилую медсестру Галину Суржанскую. Это случилось в начале марта. Поводом для допроса стало то, что сотрудники полиции, проводившие проверку деятельности стоматологической поликлиники №1 по запросу городского управления здравоохранения, обнаружили недостачу двух тысяч ампул анестетика ультракаина. Как рассказала Галина Суржанская в видеообращении, которое есть в распоряжении Радио Свобода, в полицию ее доставили силой, а на допросе угрожали тюремным заключением:
– Меня забрали насильно. Пришли, прямо при наших сотрудниках забрали, привезли в участок, телефон отобрали, не давали телефон мне там. И говорили: "Сознайся". В чем я должна сознаться – я не знаю, я такого ничего не делала, что я должна сознаваться. Требовали сказать, что мы с Кучиным продали ультракаин. Какой мы ультракаин продали? Мы ничего не продавали и ни с кем в сговоре не были. Этот Егоров матерился, орал, стучал кулаком по столу, что я должна сознаться в чем-то. "У тебя, – говорит, – осталось два дня или мы тебя заберем. Посадим, будешь сидеть. Зачем тебе одной? Ты не виновата, а берешь вину на себя. Ты должна сознаться, что ты не одна все делала". А в чем сознаться – вообще не знаю.
По словам адвоката Николая Классена, Галина Суржанская в итоге не стала ни в чем сознаваться. Впоследствии недостача ультракаина объяснилась ошибкой в документах. Однако допросы на этом не закончились.
31 марта около стоматологии №1 появились три плаката с требованием вернуть в поликлинику уволенного в декабре главврача Дмитрия Кучина. Глава челябинского горздрава Наталья Горлова заявила в интервью местному порталу 74.ru, что Кучина не вернет, поскольку "за время его работы имели место нарушения финансово-хозяйственной и закупочной деятельности". На следующий день сотрудники поликлиники обратились в соцсетях с открытым письмом к временно исполняющему обязанности губернатора Челябинской области Алексею Текслеру с просьбой разобраться в ситуации. Но вместо поддержки от властей последовали приводы в полицию.
5 апреля на допрос доставили юриста поликлиники Марию Низкодухову. Сотрудники правоохранительных органов ждали ее на выходе из медучреждения:
– В пятницу, примерно в 14.30, начальник юридического отдела Белолепецкая Гузель Асагедуловна сказала мне, что я должна поехать за документами на служебном автомобиле в психоневрологический диспансер. Я собралась, вышла из поликлиники, а на крыльце увидела двух незнакомых мне молодых людей, которые подошли ко мне, взяли меня за руки и сказали, что я должна с ними проехать. Я испугалась, говорю: "Я никуда с вами не поеду". Они так настоятельно сказали: "Нет, вы поедете" – и начали меня грубовато сопровождать в сторону стоянки. Дотащили меня до машины. Я говорю: "Вы вообще кто такие?" Один мне показал удостоверение прямо перед лицом, я прочитала – Егоров Валерий. И меня запихнули в машину. Когда у меня зазвонил мобильный телефон, у меня выхватили его силой из рук и отключили. И потом в течение восьми часов меня допрашивали в грубой форме. Матерились на меня, орали. Я говорила им, что мне нужно позвонить, у меня маленький ребенок, трехлетний, у меня мама инвалид второй группы, с которой я нахожусь постоянно на связи. Мне было отказано, сказали, что я увижу маму и ребенка тогда, когда подпишу все интересующие их объяснения, – рассказывает Мария Низкодухова на видео, предоставленном Радио Свобода сотрудниками стоматологической поликлиники.
Заместителя главврача по лечебной работе Сергея Лысякова сотрудники полиции поджидали у его рабочего кабинета:
– В кабинет меня не пустили, сказали: "Поехали". Я говорю: "Нет, я не поеду, давайте повестку, и я приду к вам с адвокатом". – "Какой тебе адвокат? Сейчас я тебе повестку выпишу, сейчас прямо на 8 часов, и поедешь. А если будешь выкаблучиваться, значит, посадим сейчас тебя в багажник и отвезем".
Затем Сергею Лысякову начали угрожать тюрьмой, изнасилованием и побоями:
Замахивался на меня: "Сейчас зубы выплюнешь". Потом меня заставили сказать, что я дал показания добровольно
– "Дадут тебе семь лет, тебя в тюрьме отпетушат, там таких толстых любят, изнасилуют там тебя, и ты будешь там ходить униженным. И выйдешь из тюрьмы через семь лет, в 60 лет будешь бомжом, никому не будешь нужен. Я тебя сейчас посажу в ИВС, там будешь сидеть и думать". Он развернул мой стул, там два шкафа так стоят углом и сказал "Вот разворачивайся к углу и думай". У меня зазвонил телефон, телефон у меня забрал, все там проверил в телефоне. Замахивался на меня: "Сейчас зубы выплюнешь". Потом меня заставили сказать, что я дал показания добровольно, – рассказал Сергей Лысяков.
8 апреля Мария Низкодухова и Сергей Лысяков написали жалобы на действия полицейских в прокуратуру, Следственный комитет и правительство региона, рассказал в интервью Радио Свобода адвокат Николай Классен. Он убежден, что незаконные допросы связаны с желанием правоохранительных органов оказать давление на бывшего главного врача клиники Дмитрия Кучина:
– Они начали работать и вывозить людей, похищать их с рабочего места, тех, кто не имеет абсолютно никакого отношения к конфликту, который происходит в Горздраве и в городской поликлинике. Сотрудники полиции прямо пояснили, что им было дано указание разобраться в этом политическом деле, и они такими методами начали действовать.
– А что хотят от этих людей на допросах? Им предъявляют какие-то обвинения?
– Нет, сотрудники поликлиники вообще никакого правового статуса не имеют, это граждане, которых задерживают незаконно и привозят не ясно по каким основаниям. Нам до сих пор об этом не сообщили. Сотрудники полиции хотят, чтобы они дали какие-то изобличающие показания на бывшего главного врача Кучина, что имелись якобы какие-то сговоры при заключении контрактов на покупку медикаментов. Но такого не было, и люди отказываются это говорить. Они не хотят говорить неправду. Сотрудники полиции ставят их в невыносимые условия, составляя вместо них объяснения и заставляя их подписывать. После этого люди просто были вынуждены обратиться в надзирающие органы: в прокуратуру, в управление администрации Челябинской области. Нарушено право на защиту. Граждане находились в полиции, к ним не был подпущен я как адвокат, им не разрешали разговаривать по телефону, пугали людей, угрожали им. Они подали соответствующие жалобы в прокуратуру, где изложили все угрозы, все слова, которые им говорили, – рассказал адвокат Николай Классен.
За последние несколько лет из клиник Челябинска были уволены без объяснения причин не менее десяти главных врачей. На их места, по словам профсоюзных активистов, руководство городского управления здравоохранения назначает своих протеже. Увольняют врачей по 278-й статье Трудового кодекса, которая предусматривает возможность расторгать трудовой договор с руководителем организации по решению работодателя.
Главный врач 1-й стоматологической поликлиники Челябинска был уволен в декабре 2018 года. Дмитрий Кучин – челюстно-лицевой хирург, проработавший много лет в больнице скорой помощи, ветеран боевых действий, прошедший, как военный хирург, первую чеченскую войну. Его увольнению из стоматологической клиники предшествовал конфликт с Управлением здравоохранения Челябинска. В 2017 году Дмитрий Кучин открыто выступил против оптимизации и слияния двух последних оставшихся в городе муниципальных стоматологий, заявив, что это приведет к ухудшению помощи населению.
– Началось беспрецедентное давление на коллектив, на меня персонально, – рассказал Дмитрий Кучин в интервью корреспонденту Радио Свобода в Челябинске Иде Сметаниной. – Далее пришла проверка Роспотребнадзора, потом проверка ведомственная учреждений здравоохранения. Но по результатам проверок каких-либо существенных нарушений выявлено не было.
19 декабря 2018 года Дмитрий Кучин был уволен, а на его место назначили зятя главного врача областной больницы №1 Дмитрия Альтмана. "Решили таким образом убить двух зайцев – избавиться от меня и назначить нужного человека на место главного врача", – говорит Дмитрий Кучин. Его коллеги были возмущены увольнением:
– То, что произошло, на мой взгляд, является вопиющим самоуправством Горздрава, который давно уже является организацией исключительно карающей, ничего не регулирующей, а только выполняющей заказы определенных лиц, – заявил заведующий лечебно-хирургическим отделом стоматологической поликлиники №1 Александр Лазарев.
– У нас не спрашивали, нас поставили перед фактом. Это произошло очень быстро, молниеносно. Если честно, мы ничего и не поняли. Она (глава челябинского горздрава Наталья Горлова. – РС), сказала, что претензий к поликлинике нет, поликлиника работает очень хорошо, но главный врач не устраивает. Получается так, что главного врача просто выкинули за борт, – добавила врач-пародонтолог Людмила Муняева.
Дмитрий Кучин в настоящее время пытается вернуться в поликлинику через суд. Впрочем, в областном Комитете профсоюзов работников здравоохранения говорят, что оспорить увольнение по 278-й статье Трудового кодекса практически невозможно.