Когда будущая или кормящая мать пребывает в СИЗО или колонии, за ее поступки (а бывает, что и за ошибку следствия) расплачивается не только она сама, но и ее ребенок.
Думали ли вы когда-то о том, как выглядит судьба беременной женщины и ее ребенка в местах лишения свободы? Какой отпечаток накладывает эта обстановка на психику ребенка и его отношения с мамой? Знаете ли вы, что заключенные зачастую рожают прикованными к кровати, а после появления малыша на свет, его разлучают с мамой на срок до месяца, а в дальнейшем растет в чудовищных условиях заключения?
В рамках нашего проекта «Женщина. Тюрьма. Общество» мы посетили большое число СИЗО и колоний, а также опросили многих женщин, освободившихся из мест лишения свободы и уверены, что эту бесчеловечную ситуацию, которая сложилась в России, нужно немедленно менять. Ведь женщина, независимо от того, в какой ситуации находится, имеет право выносить и родить здорового ребенка, а ребенок – не быть заключенным, а спокойно расти и развиваться. Стрессовая ситуация и скудная обстановка камеры, многочасовые вывозы в суд – всё это создаёт угрозу выкидыша. Будущий ребёнок в тюрьме никому не нужен. У нас на руках ряд свидетельств бывших заключённых, которых настойчиво склоняли к аборту сами сотрудники СИЗО и тюремные медики.
Суды и следствие часто игнорируют факт беременности. Порой уже в СИЗО женщина обнаруживает, что ждёт ребёнка. После «официального» признания беременности тюремным врачом — чего женщина может ждать месяцами — её переводят в камеру для будущих матерей. В одном помещении – как правило, оснащенном двухъярусными железными нарами без лестниц (!) – находятся одновременно до десяти человек. Женщины в период формирования плода не получают специального питания, у тюремных медиков отсутствуют необходимые лекарства, оборудование для УЗИ и т.д.
В отличие от свободного человека, будущая мама в СИЗО не имеет возможности пойти к врачу или позвонить в скорую. Тюремные сотрудники обычно вызывают медика только в самых крайних случаях. Женщина не имеет права голоса, и просьбы о медицинской помощи чаще всего остаются без ответа.
Рожать женщину везут уже после наступления схваток. Порой этому предшествует долгое ожидание машины и конвоя, обязанного её сопровождать. Роженицу привозят в больницу в наручниках, зачастую даже в момент рождения ребёнка она остается прикованной к кровати (!)
После появления малыша на свет его разлучают с матерью на срок от недели до месяца. Для ребенка это настоящая пытка, шок, несущий серьезные проблемы для здоровья. Младенец попадает в ситуацию депривации – хорошо знакомую детским психологам, работающим с воспитанниками детских домове. В одних СИЗО и колониях смеси для искусственного вскармливания не выдаются вовсе, в других – распределяются по скудной тюремной норме, часто с большими перебоями.
В местах лишения свободы не предусмотрено должности педиатра, осуществляющего «ведение» новорожденного, нет ни детских лекарств, ни игрушек, ни возможности оперативно показать малыша врачу в случае болезни. Младенцы растут без материнского молока, солнечного света, необходимых регулярных прогулок. Всё это ведёт к значительной задержке в развитии, проблемам со здоровьем.
Отдельная проблема – конвоирование на судебные процессы. Оставить малыша маме негде. Маленький ребёнок едет с другими узниками в тесной, трясущейся, промерзшей или душной машине. Потом вместе с матерью, порой не один час, малыш ожидает суда в прокуренной «арестантской».
Мы считаем подобную ситуацию несправедливой и бесчеловечной. В Уголовном кодексе РФ говорится, что наказание применяется, в том числе, в целях восстановления социальной справедливости. Является ли то, что происходит с матерями и их детьми в СИЗО и колониях социальной справедливостью?
Почему невинные дети с рождения приговариваются к лишению свободы, растут в чудовищных условиях?
В защиту детей, мы просим законодательно освободить от ареста и лишения свободы совершивших преступления легкой и средней тяжести беременных и женщин с детьми до трех лет, а в случае подтверждения факта беременности освобождать женщину от ареста (что также значит, что в СИЗО должен быть обеспечен регулярный плановый осмотр гинеколога!)
Мы просим вас проявить милосердие и поддержать нашу инициативу.
Леонид Агафонов, автор проекта "Женщина. Тюрьма.Общество", Наталия Донскова, журналист