Поговорка: «Сегодня пятачок, а завтра стукачок»,– уже не веселит. Минюст России утвердил материальную форму поощрения граждан, которые будут помогать полиции в поимке преступников и раскрытии преступлений. Размер вознаграждений будет варьироваться от нескольких тысяч до 10 миллионов рублей. Будут раскрывать настоящих преступников или тех, кто сделал репост или неудачно пошутил?
«Суд в Петербурге 21 августа приступил к рассмотрению уголовного дела в отношение блогера, инвалида 2-й группы Эдуарда Никитина. Он обвиняется в экстремизме за публикацию анекдота во «ВКонтакте», и ему грозит до пяти лет лишения свободы. Впрочем, как сообщил адвокат Никитина, следствие после проведения психиатрической экспертизы просит суд не привлекать его к уголовной ответственности, а отправить на принудительное лечение.
Впервые с советских времен человека судят за анекдот. Двух репостов, сделанных гражданским активистом, участником движения "Солидарность" Эдуардом Никитиным еще в 2015 году, – шуток про "ватников" и анекдота про выборы – оказалось достаточно для возбуждения уголовного дела по 282-й «экстремистской» статье «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
Эдуард Никитин:
«Уголовное дело возбуждено в декабре 2017-го. Там был анекдот на тему торта и еще некой субстанции – не хочу говорить это слово – что если на эту субстанцию положить несколько вишенок, то она не станет тортом: это на тему результативности выборов.
И еще была картинка на тему ватников. Что такое социальная группа «ватники», никто толком не знает, и существует ли она вообще, в законе это не оговорено. Но эксперты почему-то решили, что это определение относится к гражданам России и к русской нации, чего, кстати, на картинке не написано. Насколько я знаю, нигде в законе не сказано, что это за группа, нигде не обозначены границы этой группы, кто к ней принадлежит.
Я общался по этому поводу со своими старшими товарищами – это и не сталинские времена в чистом виде, и не брежневские, это нечто такое, чему еще не подобрано определение. Следствие запросило меры медицинского характера – в виде признания меня невменяемым».
Адвокат Эдуарда Никитина Максим Камакин:
«Эксперты пришли к выводу, что анекдот на этой картинке в завуалированной форме содержит недоверие к кому-либо из избранных путем голосования депутатов, государственных служащих, возможности осуществления ими каких-либо позитивных изменений в стране.
Другими словами, если вы не доверяете депутатам, главе государства, должностным лицам, а еще хуже, ставите под сомнение возможность осуществления кем-то из них позитивных изменений в стране, то вы уже практически готовый клиент для обвинения по статье «экстремизм». А если вы еще расскажете на эту тему анекдот, то 282-я статья по вам уже плачет.
Когда я читал это заключение экспертов, я сначала не поверил своим глазам. Я думаю, что это первая ласточка – как только судебная практика будет накатана, посыплются заявления, провокации и вал уголовных дел за анекдоты или неудачные шутки.
Следующая шутка там была под карикатурой – и какой же вывод сделали эксперты: ...надпись "хороший ватник – холодный ватник" воспринимается как пожелание смерти всему русскому народу. То есть эксперт полностью отождествляет слово "ватник" с русским народом, чего мой подзащитный никоим образом не признает. Такие экспертизы основаны полностью на домыслах экспертов, и качество их никуда не годится».
– А судьи кто, то есть кто эти эксперты?
– Это эксперты из криминалистического сопровождения следственного управления криминалистики ГСУ – Елена Кирюхина, Татьяна Мамаева и Резидэ Сахауддинова, вот она-то и есть специалист по научному коммунизму, остальные имеют образование – филология и клиническая психология. Мы заявляем ходатайство о признании этих экспертиз недопустимым доказательством, поскольку они содержат только домыслы экспертов... никаких других доказательств вины Эдуарда нет, и мы требуем его оправдать.
Активистка Петербургского демократического движения «Солидарность» Ольга Смирнова:
– Эдуард – наш активист, он состоит в «Солидарности» с 2016 года... До этой истории с репостами он бывал почти на всех наших акциях, не всегда стоял с плакатом, но всегда помогал...
Я считаю, что уголовное дело в отношении Эдуарда Никитина – это частный случай конвейера, который подгребает всех подряд. ?
– Что вы скажете об уровне экспертиз и о самих экспертах, ведь обвинение строится на основании их выводов.
– О таких экспертах уже все сказано: «Товарищ Сталин, Вы большой ученый, В языкознаньи знаете Вы толк». Эксперты там, конечно, потрясающие. Таких берут специально, потому что людей, прекрасно владеющих наукой о языке, причем людей безработных, сейчас в России больше, чем достаточно.
– Получается, что мы возвращаемся в брежневские времена посадок за анекдот?
– Те, кто шел на большие риски и распространял самиздат, понимали, что это уголовная статья и длительные сроки. Все понимали, что они делают и что они за это могут быть наказаны.
Сейчас ситуация совсем другая, мы имеем дело с очень доверчивым обществом, которое за многие годы относительной свободы приучило, что существует свобода слова, печати, собраний.
– Так что же, вы считаете, что советские любители шуток и анекдотов были гораздо более защищены, чем теперешние?
– Да. Причем если не говорить о жестокости преследований и о сроках, то количественный уровень политических репрессий, по мнению правозащитников, сегодня на порядок превышает уровень начала 70-х.
С такой позицией согласен и правозащитник, член Правозащитного совета Петербурга Юрий Вдовин:
– Сомнение! И за это человека пытаются осудить... Вроде бы обсуждать это всерьез смешно, но статья-то уголовная, и у Никитина сразу же, между прочим, банк заблокировал карту, то есть он теперь даже своего пособия по инвалидности получить не может. Это абсолютно незаконно.
Все это идет на руку ФСБ, который должен доказать необходимость своего существования. Экстремистов настоящих ловить страшновато – они ведь и выстрелить могут, а так в интернете порылся, нашел «экстремиста» – и порядок. Они себе на этом фоне дырявят кителя под ордена и готовят карманы на премии, на улучшение материального положения.
Адвокат Виталий Черкасов, представляющий Международную правозащитную группу "Агора":
– Вспомните, что в тучные нулевые годы, когда кубышка была полная и купались в нефтедолларах, особо не обращали внимания на выступления оппозиционеров, гражданских активистов – я помню это время. Власть поворачивалась лицом к общественности, снисходительно говорила о готовности сотрудничать... Но в этой ситуации, я считаю, они приняли именно такое решение – дать посыл обществу, особенно молодым людям, с помощью таких вот уголовных дел: включайте самоцензуру, иначе к вам тоже могут однажды прийти и привлечь за лайки, перепосты и анекдоты.
– Но ведь общеизвестно, что скрытое раздражение гораздо опаснее, просто никто не будет знать, где и когда рванет…
– Они этого не просчитывают. Верховной власти сегодня не очень вольготно – в стране, действительно, куча проблем, мы на осадном положении. И они считают, что недовольство народных масс нужно цементировать, сделать что-то, чтобы количество критических публикаций уменьшалось. А раз посыл такой дан, то соответствующая служба, которая для этого и создана, воспринимает это так, как будто ее спускают с цепи. И она старается показать свое рвение, и тут у нас, как всегда, раз такая команда дана, идет работа в интересах статистики. Чтобы на приеме в Кремле можно было указать в докладе: смотрите, в прошлом году был собран такой-то урожай, а в этом мы значительно повысили показатели. И их за это похвалят. Но если сверху поступит сигнал сбавить обороты – это сразу отразится и на нас, простых смертных, и мы почувствуем облегчение. Все зависит от команды».
Татьяна Вольтская, svoboda.org
Народ начал массово удалять свои аккаунты из «ВКонтакте», настанет очередь покинуть и мейл.групп. Ибо шутить, смеяться и особенно критиковать – становится опасно.
«Большой Брат» следит за тобой, а теперь и бдительные осведомители будут зарабатывать, стуча куда следует. И напоследок, новость, которая огорчила.
«На Урале пенсионерку судят за попытку организовать встречу соседей с журналистами «Вестей»
30 августа суд рассмотрит административное дело жительницы села Покровское Ирины Куценок, которая пригласила жителей населенного пункта на встречу с журналистами ГТРК «Вести Урал», чтобы рассказать, что уже два месяца в селе нет горячей воды.
Дело было возбуждено по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» полицией по заявлению главы села Марины Сельской. Как сообщает ИА «Между строк», теперь Куценок грозит либо штраф, либо обязательные работы».
Вероника МАЛИНИНА.