Вопреки многочисленным заявлениям чиновников о том, что новый генплан сохранит все зеленые зоны, на публичные слушания представлена редакция генплана Владивостока, предусматривающая строительство на месте скверов и воинского захоронения. Речь идет о тоннеле от остановки Дальзавод до «Голубиной пади».
Со стороны Светланской подъездная дорога к тоннелю пройдет по Жариковскому скверу, в центре которого находится воинское захоронение (братская могила 20 человек), а также монумент, являющийся памятником архитектуры. Эта дорога будет в непосредственной близости от многоквартирных домов, детских образовательных и медицинских учреждений (Школа № 28, Центр образования с углубленным изучением иностранных языков и детская поликлиника № 2).
Со стороны Голубиной пади подъездная дорога пройдет на месте сквера в районе ул. Достоевского, 8 (земельный участок 25:28:010011:64, 1227 м2).
В центральной части города, испытывающей дефицит в зеленых зонах, станет двумя скверами меньше. Создания новых скверов взамен отводимых под застройку, предлагаемая редакция генплана не предусматривает. Под угрозой сохранность воинского захоронения и монумента. Но ради чего такие жертвы?
И без тоннеля существует несколько вариантов проезда с остановки Дальзавод к улице Гоголя (через ул. Шефнера, Вс. Сибирцева, пр. Красоты, Володарского).
«Северная часть» тоннеля выйдет на улицу Гоголя (возле ВГУЭС), и так обремененную пробками, что только усугубит ситуацию. Нецелесообразность проекта выражается и в том, что на ул. Гоголя одностороннее движение, направленное обратно в центр, т.е. вопреки замыслам авторов тоннель не свяжет ул. Светланскую с пр. 100-летия и никаких проблем не решит.
Для строительства понадобится прорубить километр скального грунта под плотно застроенной территорией, что может оказаться технически невозможным. В любом случае это небезопасно и потребует колоссальных финансовых вложений, которые могли быть направлены на более востребованные проекты по разгрузке центра (в т.ч. ВКАД, мосты с Эгершельда).
На публичных слушаниях 18.10.2017 г. жители города проголосовали за:
• сохранение скверов и воинского захоронения путем исключения из генплана тоннеля от ост. Дальзавод до жилого массива «Голубиная падь» (большинством голосов);
• отнесение земельного участка 25:28:010011:64 к зоне Р1 (единогласно).
О недопустимости строительства на территории Жариковского сквера сообщает Инспекция по охране объектов культурного наследия (письмо № 65гр-01-13/84 от 09.10.2017 г.). Возражения были высказаны и Территориальным управлением Росимущества по ПК (письмо от 19.10.2017 г. № 08-8457). В целесообразности строительства засомневалась и городская администрация (письмо № 15340-ог от 08.09.2017 г. и от 30.11.2017 г. № 21482-ог). О необходимости учета мнения жителей города при принятии окончательного решения по генплану сообщает и член Совета Федерации С.П. Горячева (письмо № 29-03.85/СГ от 29.11.2017 г.).
В связи с большим количеством замечаний разработчик проекта изменений ООО «ИТП «Град» предлагает исключить тоннель, либо заменить вариант его размещения на альтернативный, не затрагивающий ни скверы, ни воинское захоронение, который будет значительно функциональнее и дешевле, но вероятность его утверждения невелика, поскольку первоначальный вариант размещения поддерживается местными чиновниками, входящими в Рабочую группу.
Основным доводом сторонников первоначального варианта является то, что строительство тоннеля заложено в генпланах с 1937 г. Однако в ту пору Жариковского сквера, монумента и воинского захоронения еще не было, как не было в непосредственной близости от него многоквартирных домов, детских образовательных и медицинских учреждений.
С тех пор произошли значительные изменения в транспортной схеме (построены «проспект Красоты», «Золотой мост», новые дороги и развязки). Для последующей разгрузки центральной части города предусматривается строительство дороги вдоль Амурского залива (ВКАД) и мост с Эгершельда на о. Русский. На фоне этого строительство тоннеля уже не актуально.
Генплан, на доработку которого брошено много сил и миллионы бюджетных средств, не должен содержать невостребованные проекты, тем более, если они посягают на скверы, воинские захоронения и памятники архитектуры. Устранить нарушения проще сейчас, когда ведется работа над изменениями.
По нашему мнению, наличие в генплане самой идеи строительства подъездного пути тоннеля на территории воинского захоронения является надругательством над памятью о бойцах, отдавших жизнь, отстаивая интересы нашей Родины, и оскорблением их родственников и сослуживцев.
В последних ответах краевая администрация стала соглашаться с необходимостью сохранить Жариковский сквер. Однако, исключить имеющееся в генплане наложение подъездных путей тоннеля на скверы отказывается, мотивируя тем, что генплан содержит лишь идею строительства тоннеля, а точные границы расположения объекта будут определены при утверждении проекта планировки территории.
Действительно точные границы размещения объекта должны быть определены при подготовке проекта планировки территории. Однако в проекте планировки территории границы объекта будут определены в рамках той конфигурации улично-дорожной сети, функциональных и территориальных зон, которые установлены генпланом и правилами землепользования. А значит избежать наложения на скверы и захоронение невозможно, если, конечно, предварительно не изменить сам генплан.
Обеспокоенность граждан относительно судьбы второго сквера (ул. Достоевского, 8) и вовсе оставлена без внимания, в письменных ответах об этом ни слова.
Из полученных ответов следует, что уполномоченные подразделения администрации края не изменили трассировку тоннеля, что означает полное игнорирование выраженного на публичных слушаниях мнения жителей.
Окончательное решение останется за губернатором, а значит, надежда на принятие генплана, не посягающего на городские скверы, объекты культурного наследия и воинские захоронения, еще остается.