фото

Так разозлился уссурийский художник Владимир Савин, что теперь хочет привлечь членов уссурийского отделения Союза художников и учителей местной школы искусств к уголовной ответственности за клевету. Дело в том, что Савин выдвигался на звание почетного жителя города, а местный союз и школа облили его грязью, как он считает, вследствие чего ему было отказано в звании.

Но, для начала, Савин подал в суд. Художнику было отказано в иске. В решение указано, что Савин узнал о двух отрицательных отзывах в его адрес, обращался в прокуратуру, где ему отписали, что если ему выдадут данные тех, кто по нему проехался, это нарушит их права. Судья тоже ссылается на то, что разглашение отзывов нарушит закон «О персональных данных».

Впрочем, в газете «Коммунар» Савину выдали эти отзывы. Он просто пришел в ярость.

Пишут: «Каков его вклад в культуру города?.. Он не член Союза художников».

– Да я и не стремился, я всегда был свободный художник, хотя при желании мог бы стать членом союза, – комментирует Савин.

Пишут: «Не является участником ни одной профессиональной выставки».

– У меня много каталогов, доказывающих, что я участвовал в профессиональных выставках. От картинной галереи участвовал, от самого Союза художников участвовал. Это советская система – сгруппировать людей, чтобы не было ничего свободного…

– Профессиональная или обычная выставка, разницы нет? – спрашиваю.

– Есть, – отвечает Савин, – Профессионалом считается тот, кто закончил учебное заведение. Я учился во Владивостоке в художественном училище. У меня более 50 выставок. Я выставлялся в крае. Я перешел на патриотическую работу. На мою выставку пришли из Заксобрания Приморского края, общественного совета Владивостока… Выставка была посвящена 70-летию Победы. Меня тогда наградили грамотой губернатора.

Дальше пишут: «Работы Владимира Савина больше соответствуют уровню увлеченного самодеятельного художника… Каждый свой проект, выполненный в графике или живописи, он сам лично считает уникальным еще до того, как тот появляется на свет. Но ни один искусствовед не дал оценку этой уникальности».

– Это же глупость, – говорит художник.

Пишут: «То, что работы Савина есть за рубежом – невелика заслуга. Работу художника может принять в дар или даже купить любое частное лицо. Но это же не музей, не художественная галерея, которая приобретает профессиональные картины художника».

– У меня выставка была в Вашингтоне. Выставлялось семь работ. Подумаешь, я сделал ее не от них, а как частное лицо… – говорит Савин.

Пишут: «Владимир Савин посещает все выставки, которые проходят в Союзе художников… но художником может назвать себя человек, прошедший все этапы художественного образования… Или хотя бы иметь оценку своих работ специалистами-экспертами».

Савин говорит, что у него нет денег на экспертизу. Подписей нет. Хотя в газете «Коммунар» писали об этих отзывах, я думаю, они не выдуманы – они были.

Теперь о детской школе искусств. Я не знаю, чему там могут научить детей, но отзыв педагогов, которые, опять же, не подписались, в высшей степени хамский.

Пишут: «Конечно, должны быть результаты его труда. Если он спортсмен, ветеран спорта, то получены первые места…

– У меня столько грамот, я столько участвовал, это не просто в любительских забегах, – говорит Савин, – Я не олимпийский чемпион, но участвую в забегах среди ветеранов постоянно.

Пишут: «Общественник, коллекционер, физкультурник (не спортсмен), поэт и, как он себя называет, художник. Поэзию и физкультуру пусть оценят эксперты».

– Ужас, как такие люди в искусстве, творчестве нахватали званий? Как савраска блох, – удивляется Савин.

– Мои проекты в Испании царская семья вручала губернатору, – говорит с обидой художник.

Пишут: «Серии открыток с его творчеством отпечатаны по принципу «самиздата» по личной инициативе без какой либо профессиональной экспертизы».

– Последние 20 лет я не хожу к барыгам. В Китае, в Австралии, Англии у меня есть друзья. Ну и что, что нет экспертизы? Зачем мне кормить всяких непонятных людей? Я пенсионер, у меня нет таких денег, – говорит Савин.

Пишут: «Если его работы хранятся в музеях… должны быть соответствующие документы…»

Савин говорит, что 30 его работ есть в музеях Уссурийска, есть в музее Арсеньева.

Пишут: «Савин, особо нигде не работавший в своей жизни…»

– У меня стаж – 36 лет. Я работал в школе, долго работал художником в тресте столовых и ресторанов города, – говорит художник.

Что хотелось бы отметить? Первое. Клеветы здесь я не вижу. Клевета – это преступление, а не просто хамская выходка. Иск «О защите чести и достоинства» имеет свои особенности. Преследовать можно только за факты. Отзыв, по определению, с первой до последней строчки – это мнение. Подлость не наказуема, потому что слишком похожа на что-то невинное. Но с точки зрения творческой и Союз, и, тем более, школа искусств… просто не выдерживают критики.

Для начала. Они не подписались. Видимо, стыдно подписывать такую пакость. Потом они его разносят, за то, что Савин не член Союза. Но Никос Сафронов тоже не член Союза (во всяком случае, из его биографической справки в «Википедии» это следует). Но его картина «Мечты об Италии» была продана за 106 000 долларов.

Я не нашла в интернете определение, что такое «профессиональная выставка» и чем она отличается от просто выставки, тем более если человек ездит по миру. Каждый его проект уникален, как и каждое сочинение первоклассника, например. Всё, что есть в творчестве, уникально. Мы тут в творческих профессиях не штаны шьем и не чайники делаем…

И если картины Владимира Савина покупают, он чего-то стоит.

Школа искусств пишет о самиздате. Я не знаю, как у художников, но все пишущие в Приморском крае что-то художественное – это сплошной самиздат. Или свои кровные отдаешь, или спонсор помогает…

По поводу экспертизы. Ведущая «Топ-модель по-американски», одна из самых известных моделей мира, Тайра Бэнкс сказала одной из участниц шоу, дескать, ты заплатила за свое портфолио. Если ты платишь деньги, это не имеет отношения к модельному бизнесу. От себя добавлю, к любому виду творчества не имеет отношения…

Заканчивают горе-педа-гоги свое письмо так: «Согласны, городу нужны такие деятели… Но с этим претендовать на звание Почетного гражданина УГО?»

Ну, это не вам решать. Вам нужно лишь спросить самих себя: честь имею?

Анастасия ПОПОВА, рисунок В.Д. САВИНА.


P.S.

Мы позвонили председателю союза художников Владимиру Серову. Он сказал, что у Союза поинтересовались, достоин ли Савин звания. По мнению Владимира Артемовича, не достоин – самодеятельный художник.

Мы позвонили в школу искусств Уссурийска. Директор Людмила Моисеенко сказала, что не имеет отношения к данному отзыву и не слышала ни от кого из учителей, чтобы они его писали. К Владимиру Савину они относятся хорошо, он у них в школе не раз выставлялся.