Из программы «Суть событий» 7 октября 2016, на радио «Эхо Москвы».
Вот в России есть такая вещь, называется «Мемориал». Рано или поздно она получит Нобелевскую премию мира, это совершенно очевидно. Ну, ничего, мы подождем. Как-то бывало, что разные писатели и разные люди, занимавшиеся миротворчеством и правозащитой, ждали многие десятилетия. Мы и тут подождем.
Это действительно сегодня главная мощнейшая правозащитная организация в России. И дом «Мемориала», знаменитый офис «Мемориала» на Каретном ряду превратился в дом для тех, кто хочет что-то обсудить, кто хочет о чем-то подумать, где устраиваются замечательные выставки, прекрасные разного рода конференции, дискуссии, обсуждения. Это стало такое важнейшее место не только в Москве, но и, позволю себе сказать, и в России.
И, наконец, это люди, которые собрали и хранят колоссальный архив документов и вещественных доказательств, связанных с политическим репрессиями разного времени, не только сталинского, между прочим, но и более ранних времен, и более поздних. И они владеют действительно огромным достоянием, и всякая попытка замахнуться на «Мемориал», между прочим, это еще и риск того, что вот эти коллекции, это собрание, эти архивы тоже могу каким-то образом оказаться под угрозой, потому что их нужно хранить, за ними надо ухаживать, их нужно разбирать – и так далее, и так далее, и так далее.
«Мемориал» признан иностранным агентом. Это противозаконное решение. Вот прямо противозаконное. И хорошо бы про это помнить. Об этом уже высказался Совет по правам человека при президенте, как к нему ни относись, но он высказался.
Я позволю себе расшифровать то, что я только что сказал. Значит, есть такая инстанция в Российской Федерации, называется Конституционный суд. Это высший уровень российского правосудия, который ставит окончательные точки, который разбирает российское законодательство и устанавливает, как правильно нужно к нему относиться в тех случаях, когда есть какие-то сомнения, какие-то разногласия в толкованиях и так далее.
И вот в апреле 2014 года Конституционный суд Российской Федерации рассматривал разные положения разных законов, связанных с некоммерческими организациями в России – статью из Конституции, статью из Федерального закона о некоммерческих организациях, закон об общественных объединениях – у нас есть много законов, которыми регулируется эта сфера, они в некоторых случаях противоречат друг другу, это требует толкования.
Конституционный суд поставил точку на этом месте. Он заявил следующее: некоммерческая организация – я сейчас цитирую его постановление, дословно цитирую, я его нашел, вот оно здесь лежит передо мной – некоммерческая организация, для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента, должна быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций. Еще раз: международные и иностранные организации не могут быть признаны иностранными агентами, это нонсенс, – заявил Конституционный суд. Прямо заявил.
[...] А сейчас речь идет об организации, которая называется «Международный Мемориал». Здесь вообще надо напомнить, что «Мемориал» не устроен по принципу демократического централизма. Это не одна некая головная организация, у которой есть много-много местных отделений, филиалов и так далее. Это конгломерат объединения, сообщество из нескольких десятков разных организаций. Среди них есть некоторое количество уже иностранных агентов, например, знаменитая организация под названием Правозащитный центр «Мемориал», она тоже входит в это сообщество, это та организация, например, где Олег Орлов или где Александр Черкасов, организация, прославившаяся тем, какую роль они сыграли в чеченских войнах, когда они там выручали всяких заложников, занимались обменом военнопленными и так далее. Это был какой-то самый важный для них момент. Вот они – иностранный агент, что само по себе полное безумие.
Петербургский «Мемориал», например, городской петербургский «Мемориал», фактически вынужден был прекратить свою деятельность, потому что он иностранный агент.
И таких их есть в системе «Мемориала» штук пять, может быть, шесть, вот этих иностранных агентов.
Теперь туда присоединилась организация под названием «Международный Мемориал» – это та организация, которая занимается взаимоотношениями с иностранными партнерами, каковые есть в самых разных странах. Есть в Германии, есть в бывших республиках СССР в разных местах, есть в Чехии, есть в Восточной Европе – и там, и сям – их полно, этих «Мемориалов».
И вот «Международный Мемориал» занимается координацией работы с ними и разного рода большими общеполитическими, в том смысле, что все, что связано с правозащитой, все, что связано, скажем, с историей политических репрессий и так далее. Вопрос – это политическая работа? Конечно, это политическая работа. Однако Минюст трактовал эту политическую работу совершенно по-другому, которой занимается «Мемориал». Есть перечень закрытый – закрытый в том смысле, что исчерпывающий – перечень «преступлений» «Международного Мемориала» перед Российской Федерацией. Вот чего такого сделал «Международный Мемориал», чего ему нельзя было делать, и в результате чего он был признан иностранным агентом?
Первое. Он высказался по поводу закона об иностранных агентах, вот этого самого закона, который теперь был применен к нему.
Второе. Он высказался по поводу конкретного применения этого закона в двух случаях. В случае вот с этим вот правозащитным центром «Мемориал» он, «Международный Мемориал», возмутился тем, что Международный центр «Мемориал» был назван иностранным агентом. И второй случай – это Сахаровский центр, который тоже был назван иностранным агентом, и «Международный Мемориал» выступил в его защиту.
Третье. Он выступил с заявлением по поводу убийства Немцова, заявив о том, что ответственность за это несет политическое руководство Российской Федерации, что является совершенно бесспорным и по-своему банальным заявлением, тем не менее, «Международный Мемориал» себе это позволил.
И, наконец последнее, самое страшное – «Международный Мемориал» напомнил российской общественности, а также российским политикам, а также российской власти об одном обстоятельстве, что в 1974 году Генеральная ассамблея ООН приняла специальную резолюцию, в которой было описано, что такое международная агрессия.
Было прямо по пунктам, вот какие есть признаки у международной агрессии. И под эти признаки, – написал тогда «Международный Мемориал», – подпадает то, что делает Российская Федерация в Восточной Украине. Прямо вот по пунктам: направление наемников, финансирование бандформирований, снабжение и всякое такое. Это тоже агрессия, – сказала ООН. И «Международный Мемориал» об этом напомнил, сказал: ребята, обратите внимание, есть такая резолюция ООН, где то, что вы сейчас делаете и даже не отрицаете этого, да? Вы же не отрицаете этих «отпускников», вы не отрицаете так называемые гуманитарные конвои – вы много чего не отрицаете. Так вот, это, что вы делаете сейчас – вы не отрицаете зеленых человечков, – это ООН назвала агрессией.
Вот за это был наказан сегодня «Мемориал».
Сергей Пархоменко.
Полностью программу «Суть событий» читайте и слушайте здесь: http://echo.msk.ru/programs/sut/1851218-echo/
Подготовила к публикации Татьяна Романенко.