фото

«И чего этим чеченцам и ингушам неймется? Ну было выселение при Сталине, но теперь-то другое время, они уже устроены, где-то живут, никто их не трогает, чего ворошить прошлое?!» – искренне не понимают простые русские жители Санкт-Петербурга. Но репрессированные и их потомки тех событий действительно не могут забыть.

Землячества ингушей и чеченцев в Петербурге 16 февраля организовали «круглый стол» о проблемах и перспективах реабилитации репрессированных народов, приурочив мероприятие к 23 февраля — дню, когда в 1944 году по приказу Сталина советская власть начала поголовное и жестокое выселение чеченцев в Казахстан.

За «круглым столом»

В Институте региональной прессы в Санкт-Петербурге представители чеченской и ингушской диаспор, несколько местных политиков, историки, и немного журналистов.

Директор ИРП Анна Аркадьевна Шароградская начала обсуждение:

– Так случилось,что впервые со многими из вас мы познакомились в канун Нового года в 95-году, тогда, когда до нас донеслось, что в Чеченской республике происходит что-то, во что мы не могли поверить. Мы решили,что нужно собрать пресс-конференцию чеченцев, но мы не знали ни одного чеченца. Мы нашли татарина, татарин знал ингуша, ингуш знал чеченца, они пришли и стали рассказывать.

И сейчас, когда один из моих фэйсбучных друзей пишет мне, что Новый год перестал быть для него праздником, я его понимаю. Но еще раньше 23 февраля перестало быть таким днем, который хочется отмечать как праздник.

Режиссер Хава Хасбиева говорит о неизжитых последствиях трагедии переселения народов:

– Депортация в 1944 году. Реабилитация в1957 году. В 1958 году ингуши и чеченцы стали возвращаться на родину, но оказались в своем доме лишними.

Для нас, нашего поселка, ближайший центр – Владикавказ, бывший Орджоникидзе, это Осетия. За полчаса можно было доехать туда для решения проблем, люди вынуждены были туда часто ездить.

Мне было тогда 6 лет, и вот, стоит группа и ты слышишь такие выражения, что мы здесь в общем-то лишние.

В это не верилось, особенно после перестройки, особенно после того, как в декларации было государством заявлено, продекларировано, что все, что случилось, все, что было сделано, было сделано незаконно, что это было постыдно. Но из потрясения 1992 года в Пригородном районе мы не смогли выйти и не сможем до тех пор, пока это не будет проговорено. Мы до сих пор не можем об этом говорить, потому что с первой минуты нашей государственности, существования нашего телевидения, радио, газет эта тема для нас необсуждаема.

Экскурс в историю.

7 марта 1944 года был подписан указ о ликвидации Чечено-Ингушской АССР (Источник информации – http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4483.htm)

«... В связи с тем, что в период Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в отряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тылы Красной Армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против советской власти, а также учитывая, что многие чеченцы и ингуши на протяжении ряда лет участвовали в вооруженных выступлениях против советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершают бандитские налеты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей, – Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Всех чеченцев и ингушей, проживающих на территории Чечено-Ингушской АССР, а также в прилегающих к ней районах, переселить в другие районы СССР, а Чечено-Ингушскую АССР ликвидировать. Совнаркому СССР наделить чеченцев и ингушей в новых местах поселения землей и оказать им необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству.

2. Образовать в составе Ставропольского края РСФСР Грозненский округ с центром в городе Грозном.

Включить в состав Грозненского округа гор. Грозный и следующие районы бывшей Чечено-Ингушской АССР: Атагинский, Ачхой-Мартановский, Грозненский, Надтеречный, Старо-Юртовский, Урус-Мартановский, Шалинский, Шатоевский – в существующих границах, Гудермесский район, за исключением восточной части, Сунженский район, за исключением западной части, Галанчожский и Галашкинский районы, за исключением южной части этих районов, и северо-западную часть Курчалоевского района.

3. Включить в состав Дагестанской АССР следующие районы бывшей Чечено-Ингушской АССР: Веденский, Ножай-Юртовский, Саясановский, Чеберлоевский – в существующих границах, а также Курчалоевский и Шароевский районы, за исключением северо-западной части этих районов, и восточную часть Гудермесского района.

.................

4. Включить в состав Северо-Осетинской АССР гор. Малгобек и следующие районы бывшей Чечено-Ингушской АССР: Ачалукский, Назрановский и Пседахский – в существующих границах, Пригородный район, за исключением его южной части, западную часть Сунженского района, а также восточную часть Курпского района Кабардино-Балкарской АССР...

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР А.ГОРКИН


После 20-го съезда ЦК КПСС инициировал указ Президиума ВС, в котором признается необходимость восстановить республику, рекомендуется восстановление национальной автономии Чечено-Ингушской АССР в составе РСФС. Появилась декларация ВС СССР о признании незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся переселению во времена Сталина.

26 апреля 1991 года был принят закон РСФСР о реабилитации репрессированных народов.

21 апреля 2014 года Путин подписал указ о реабилитации крымско-татарского народа.

Реабилитация ингушей была не полная, 40 процентов территории осталось в составе Северо-Осетинской АССР и до сих пор там находится.

Последствия неполной реабилитации

После восстановления Чечено-Ингушетии в 1957 году уже через год, в 1958 происходят первые массовые беспорядки в Грозном, где русскоязычная часть республики требовала выселить обратно чеченцев и ингушей. В 1973 году ингуши организовали не санкционированный митинг на центральной площади, в нем участвовало почти все взрослое население ингушей, и этот митинг продолжался в течение 3-х дней. Ингуши требовали полной реабилитации.

Митинг был разогнан брандспойтами и дубинками, это было в январе. 1981 год. Беспорядки происходят в Орджоникидзе, где осетины требуют, чтобы ингушей выслали обратно в Казахстан. 1992 год, осетино-ингушская резня в Пригородном районе. 2004 год, Беслан, имеет опосредованное отношение, но, если проанализировать эти события, кто участвовал, тоже можно установить какую-то связь между выселением 44-го года, неполной реабилитацией в 57-м году и теми событиями.

Говорят участники встречи

Вопрос – за что — остается без ответа.

– Не было ни одного народа на территории СССР, который бы не был полностью или частично репрессирован. 13 народов были репрессированы только по национальному признаку. И сегодня не известно, за что был выслан чечено-ингушский народ. Нет таких документов обвинительных, исследованных, представленных судебными и прокурорскими органами.

55612 ингушских детей, женщин, мужчин всех возрастов были уничтожены сталинским террором во время транспортировки с северного Кавказа в северный Казахстан, среднюю Азию жестоким обращением конвоя, военных комендантов, всякого рода надзирателей, голодом, холодом, эпидемиями, бесчеловечными условиями жизни, каторжным рабским трудом первых лет депортации. Это безвозвратные демографические потери. Всего было депортировано более 134000 ингушей.

– Ни один день ни чеченцы, ни ингуши не были в оккупации. Чего же хотели этой депортацией? Это была политика. Но тогда почему балкарцев выселяют, кабардинцев оставляют. Вы посмотрите карту Северного Кавказа, черкесов оставляют, карачаевцев выселяют, осетинов оставляют ингушей и чеченцев выселяют, дагестанцев оставляют. Сталин прекрасно понимал, что он делает. Он знал, что все эти народы непременно вернутся и когда они вернутся, сумасшедшие ингуши, которые готовы умереть за свою землю, начнут за нее биться. И конфликт 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии – порождение сталинских репрессий. Какие отношения чеченцев и дагестанцев? Натянутые! А какие отношения кабардинцев и балкарцев? Так это же беда! Они в пяти минутах стояли в 90-е годы от войны. И все это продолжается по сей день. Разделяй и властвуй.

Я родился в этом месте потому, что Сталин готовил депортацию.

– Я родился в Урус-Мартане. Через три года после того, как произошла депортация.

Мои мама и бабушка попали туда в результате эвакуации. Это был 1943 год. По их рассказам я знаю, как происходила эвакуация. Они были с другими людьми в эшелоне, который был направлен на Урал. Потом оттуда в Среднюю Азию. И из Средней Азии через Каспийское море они переехали в Махачкалу. А потом часть из них распределили в Чечню. Моя мама, ей было 22 года в 44-м году, она работала в комсомоле, дружила со многими чеченцами, она была уполномоченным по заготовкам. Ездила по районам Чечни и контролировала заготовки для армии. Она рассказывала, как происходила депортация. Старейшин пригласили на праздник в честь 23 февраля в дом культуры, как бы оказали честь. Дальше собрали мужчин, которые остались без совета старейшин, от которых они были изолированы. А дальше депортация — все, что можешь унести и так далее.

До 13 лет мы там прожили. Я помню хорошо эти события на площади 58-го года. Действительно русские требовали выселения чеченцев. Я должен сказать,что дети тонко чувствуют и подмечают — русские боялись, боялись, когда вернутся чеченцы. Это понятно. Чеченцы начали приезжать, но ничего не произошло, хотя мы жили в домах других людей, которые еще не умерли. Но я не помню, чтобы к нам приходили и требовали свои дома обратно.

Тем не менее страх этот был, его нагнетали еще и какие-то, как я сейчас понимаю, националисты, говорили, что нечего здесь чеченцам делать, пусть живут в Казахстане и так далее. Но выступления русских в 1958 году повлекли соответствующую реакцию чеченцев о том, что русские к ним относятся плохо. Мы стали ощущать на себе, так скажем, недоброжелательность со стороны многих приехавших чеченцев. И русские стали потихоньку собираться и уезжать, кто куда мог.

Одновременно происходило в Пригородном районе та же проблема, но гораздо более остро встала между осетинами и ингушами. Здесь разрешилось, разрешилось тем, что чеченцы очень сдержанно проявляли неудовольствие нами. Давали нам возможность уехать, чего не произошло в Пригородном районе.

Пригородный район

– Меня лично тогда в 1992 году в противостоянии ингушей и осетин сильно удивило то, что федеральные войска выступили на одной стороне. Что лежало за этим решением? Так же, как я не знаю, что стояло за решением Сталина о депортации многих народов.

– Помощник Генерального прокурора в 95 году, после того, как эти события в Пригородном районе завершились, выносит постановление по этому делу, пишет: Установлено, что в период с 30 октября по 6 ноября 1992 года, то есть в течение одной недели, совершено около 6000 преступлений, в ходе боевых действий, вследствие массовых беспорядков пострадало более 8000 тысяч человек, погибло 414 человек, захвачено в заложники и убито 204 человека, ранено 939 человек, незаконному лишению свободы подверглись 1009 человек, уничтожено и повреждено около 3000 жилых домов,причиненный ущерб составил более 400 миллиардов рублей».

И он же резюмирует: «Постановление помощника Генерального прокурора от 08.09.95 года Чуглазова уголовное дело прекращено производством ввиду отсутствия в деяниях состава преступления».

То есть у прокурора мотивировочная часть совершенно не соответствует резолютивной.

Я не вижу, как этот конфликт разрешить, кроме одного – постоянные переговоры, встречаться так, как мы сегодня, обсуждать и с той стороны тоже, и народная дипломатия. Это очень тяжело, есть живые свидетели и живые участники даже депортации 44 года. Они не смогут это забыть, как не смогут забыть и 92 год.

– Свидетельства людей невозможно вытравить из памяти ингушей и чеченцев. Они до седьмого колена всех своих родственников знают. И если говорить о депортации, то люди этот преступный период не забудут.

Очень трудно рассказывать правду, потому что у людей тут же закрываются уши. Очень много людей националистически настроены, которые как только слышат о кавказцах, говорят такое..., это не только от одного Навального.

Решение о прекращении дела в 95 году – это безобразное решение, потому что акты совершенные тянут на преступление против человечности, у них нет срока давности. И один из пунктов наших требований — это отменить постановление о прекращении дела и снова сейчас, хоть прошло много лет, снова это дело возбудить. Обязательно. Это федеральное решение, его осетинская прокуратура не примет отдельно. Эти требования должны быть сформулированы политическим классом. До тех пор, пока эти все позиции не будут сформулированы, положены на бумагу, предъявлены и обществу через средства массовой информации и власти, до тех пор мы будем просто заслушивать свидетелей и будем рыдать над этими свидетельскими рассказами.

Когда была ликвидирована Чечено-Ингушетия и обратно восстановлена, не только у ингушей забрали Пригородный район, у чеченцев тоже забрали Ауловский район, он остался в составе Дагестана. Так как у чеченцев и дагестанцев общая история и вероисповедание, они как-то ужились там, там нет таких эксцессов, там любой чеченец может поехать, купить дом, никто его не будет преследовать. Там чеченцы не требуют, чтобы им вернули район, митинги не устраивают. А между осетинами и ингушами нет понимания, хотя эти народы давно живут, они можно сказать родственные народы, есть ингушские фамилии, которые произошли по преданию от осетин, например Дударовы, а есть наоборот осетинские фамилии, которые произошли от ингушей родственные, одинаковые фамилии, например, Гагиевы, Калоевы. Осетины раньше тоже были мусульманами, значительная часть их иммигрировала в Турцию. Мы хотим перевернуть эту страницу, с чистого листа начать.

– Как мы можем начать, если например, вы приезжаете в город Беслан на железнодорожный вокзал, выходите, начинаете осматривать достопримечательности, и первое, что вам бросается в глаза это бюст Сталина, у которого лежат свежие цветы. То есть, как можно находить общие точки, если здесь стоит бюст Сталина, а через километр живут люди, которых он уничтожал. Это тяжело.

Русским надо взять на себя миссию как-то эту ситуация урегулировать. Туда сейчас возвращаются ингуши, но между людьми напряжение. Нет взаимного покаяния. Без условий всяких, мы прощаем вас, а вы прощаете нас. Ингуши к этому готовы, ведь мы прощаем даже кровников.

Анна Шароградская:

– Пока вы все говорили, я думала о крымских татарах, которые оказались, по сути дела, перед лицом такого же по-своему жестокого подавления, когда, по сути дела, для них закрыта граница, когда российская пресса молчит, рассказывает, как прекрасно купаться в Черном море, в Ялте и во всех тех местах, куда мы ездили в общем-то беспрепятственно до того, как Крым стал нашим. У этого народа появились очень серьезные проблемы, и отсутствие перспектив на сегодняшний день должно озадачить всех Поэтому нам есть о чем поговорить, нам есть для чего встречаться. Это вопросы, которые возникают, вулканы, которые время от времени взрываются, и наверное правы те, кто говорит, что это вопрос о ценностях человеческих, о тех ценностях государственных, которые мы растеряли. А для того, чтобы это было услышано, вы должны писать свои воспоминания, и те наши политики, которые сидят здесь с нами, должны способствовать продолжению этого разговора. Между людьми можно найти общий язык.