Мы получили письмо:
«Я – Короткевич Геннадий Владимирович житель города Лесозаводска.
В школах Лесозаводска запретили проведения ГИА в 9-м классе в связи с нехваткой средств в бюджете. Мы обратились в прокуратуру и в приемную губернатора.
Мой племянник, выпускник 9-го класса муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 Лесозаводского городского округа, в этом году хотел пройти государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена по выбранным им предметам: физика и информатика.
В ходе родительского собрания в ноябре 2014, администрация школы № 5, в лице директора Овчинникова Евгения Ивановича, попыталась дать понять, что отдел образования Лесозаводска отказывается проводить ГИА в форме ОГЭ, мотивируя это тем, что детям не обязательно сдавать экзамены по выбору.
В ходе собрания директор на словах принял позицию родителей и признал гарантируемое Конституцией РФ право детей на обучение.
В ходе учебного года администрация школы собрала с учеников (и с моего племянника в том числе) заявления на участие в ГИА в форме ОГЭ по выбранным предметам.
В конце апреля всем желающим девятиклассникам пройти ГИА по выбранным предметам администрацией школы было сообщено, что они не успели подать заявления. В нарушение установленными министерством образования и науки правилами, ученикам школы № 5 придется проходить ГИА в форме ОГЭ в свободной форме, установленной администрацией школы № 5.
Для помощи в решении проблемы мы обратились к начальнику отдела образования ЛГО Косенко Наталье Викторовне, которая сообщила нам, что в бюджет города Лесозаводска не заложено проведение, не нужной, с ее точки зрения, ГИА в форме ОГЭ для предметов по выбору.
В итоге, в школе № 5 была проведена фиктивная итоговая аттестации в форме Овчинникова-Косенко.
Заявления с просьбой найти виновных и наказать, для недопущения подобной ситуации в будущем, были направлены в прокуратуру и аппарат губернатора края.
В следующем году моя дочь будет заканчивать 9-й класс пятой школы, и я хочу, чтобы она обучалась по действующим в Российской Федерации законам, а не по понятиям администраторов-оптимизаторов г. Лесозаводска».
Мы дозвонились до нашего читателя и расспросили, что его не устраивает. Он ответил, что его племянник (фамилию мальчика называть не будем) хочет сдать ОГЭ, потому что так ему порекомендовал репетитор — для того, чтобы потренироваться, хотя мальчик идет в 10 класс.
– Мы не знаем, что будет на ЕГЭ. А вдруг ситуация повторится? Так у ребенка будут хотя бы результаты ОГЭ, – заявляет Геннадий Владимирович.
Что такое фиктивное ОГЭ? Как говорит Короткевич, по настоянию его и других родителей, в школе провели нечто похожее на ОГЭ, только это было неофициально. Отдельно он заострил внимание на том, что Наталья Косенко из отдела образования на их настойчивые просьбы провести ОГЭ, ответила, что нигде его не проводят и она не хочет выделяться.
Мы, естественно, позвонили начальнику отдела образования администрации Лесозаводского городского округа Наталье Косенко.
Сначала она попыталась убедить нас, что человека, который разослал письма, и мальчика, за которого он хлопочет, не существует. Во всяком случае, они пробили адрес электронной и обычной почты и пришли к такому выводу. Но я заверила, что с этим человеком только что разговаривала.
– К нам обращалось пять мам. Они приходили в мае, спрашивали, как можно, чтобы дети сдавали экзамены по выбору, – отвечает Наталья Викторовна.
– И что вы им ответили?
– Мы ответили, что на сегодня это их право, но в связи с тем, что есть два экзамена – русский язык и математика – которые влияют на получение документа об образовании... Это обязательные предметы, дети оставят свои заявления в том виде, в котором они есть, и будут сдавать обязательные предметы — русский язык и математику.
– А что касается предметов по выбору?
– Заявлений не было. Мы постарались убедить родителей, чтобы для детей не создавали дополнительных сложностей и трудностей. Если брать тех родителей, которые к нам пришли, у их детей и так итоговая оценка «5». Если бы у детей были спорные оценки и могли бы повлиять на итоговую оценку, была бы совершенно другая процедура. Зачем создавать дополнительные трудности, если эта оценка ни на что не влияет? Дети все равно идут в 10 класс. Экзамены в 9 классе — это не та процедура, что в 11 классе.
– Наш читатель заявляет, что у него племянник и дочь, которая идет в 9 класс. Племянник хочет, во-первых, поднатаскаться, во-вторых, они всей своей семьей опасаются, что тоже самое случится с ЕГЭ. Предметы по выбору «обломятся», и они не поступят, куда бы им хотелось...
– Почему он не может позвонить нам? Мне бы очень хотелось снять беспокойство с этой семьи.
– Он пишет, что обращался непосредственно к вам, и вы сказали, что в бюджете нет на это денег, и что с вашей точки зрения, это не нужно.
– Мы здесь руководствуемся законом. Я таких слов не могла говорить, потому что процедура не относится к нашим полномочиям. Это полномочия субъекта РФ (субъект РФ — край или область, – прим. авт), порядок и организация – на министерстве образования РФ.
– То есть, это должен был финансировать федеральный бюджет?
– Он и финансирует.
– Проблем с деньгами нет?
– На уровне Лесозаводска их и не может быть — это не наши полномочия. Процедура получения документа регламентируется федеральным законодательством.
– Вы отрицаете, что этот человек к вам приходил?
– Его не было. Было пять мамочек. Я работала в кабинете не одна — нас было трое. Мужчин вообще не было, я даже не знаю, кто это такой.
– Может, кто-то звонил?
– Нет. Вся эта «приятная» ситуация... Я о ней узнала 5 мая, когда он звонил в департамент образования. Жду, когда же он позвонит нам. Помочь человеку надо. У нас из этой школы вообще много обращений.
– Только в этой или по другим школам тоже? Или у вас только одна школа?
– Такая — да. Схема известная, не один раз такое происходило...
– Почему это происходит, на ваш взгляд? Там что, родители наименее понятливые?
– Дело не в родителях.
– Учителя плохо разъясняют?
– Я думаю, есть люди, у которых такой образ жизни...
– Вы думаете, это учителя настраивают родителей против вашего отдела?
– Нет.
– Я не могу понять, чем эта школа особенная, почему оттуда жалуются?
– Я не могу утверждать, только предполагать. Доказательств у меня нет, если я их озвучу, это будет уже ложь.
Короче одно из двух: либо, как намекнула Наталья Викторовна, в пятой школе против нее существует заговор и заговорщики от имени вымышленного человека рассылают кляузы, либо в Лесозаводске (и я так поняла, он не один такой в крае) решили забить на гарантированное детям право сдать дополнительные экзамены в девятом классе.
Соответственно, либо деньги на эти цели не были выделены (то есть нарушили конституционные права детей), либо деньги на эти цели украдены на федеральном уровне, либо украдены на уровне Лесозаводска. Я склонна подозревать, что здесь, скорее, второй вариант, потому что, во-первых, у меня нет оснований считать, что человека, разославшего письма, не существует, – я с ним разговаривала.
Во-вторых, как поясняет Косенко, «дети оставят свои заявления в том виде, в каком они есть». Дальше она утверждает, что заявлений не было. Они испаряются, буквально минуты через три нашего разговора!
Ну и главное, Наталья Викторовна ответила на вопрос: «По вашему мнению, нужно ли вообще сдавать ОГЭ?» А такого вопроса не стояло. То есть она мне не ответила, какие меры предприняла Лесозаводская мэрия, чтобы дети эти экзамены сдали. Никаких... Поэтому дети их не сдали (в отсутствие заявлений я лично не верю).