Во Владивостокском военном гарнизоном суде продолжаются судебные заседания по делу майора Матвеева. Игорь Матвеев был вынужден сделать отвод судье Бояркину, который отказался выдать отдельное постановление его защитникам Асташкину и депутату городской Думы Кучину. В связи с этим защитники были лишены возможности попасть в СИЗО-1 города Владивостока. В последнем судебном заседании зачитали обращение правозащитника Бабушкина, который выступил за право Матвеева на защиту.
– Судья заявил, что прочтением подобных заявлений правозащитников мы оказываем давление на суд, — сказал Игорь Матвеев — Я высказал недовольство. И меня удалили из зала суда до окончания прений сторон. 21 июня я заявил отвод судье Бояркину на том основании, что он воспрепятствовал деятельности моего защитника. Этот отвод был выслушан, и судья удалился для вынесения постановления в совещательную комнату. Приняв решение, он огласил абстрактное постановление, которое содержит лишь общие формулировки. Он даже не указал оснований, по которым был заявлен отвод судье Бояркину.
В Тихоокеанском флотском военном суде рассматривалось четыре моих апелляционных жалобы. По трем было вынесено постановление об отказе в удовлетворении, по одной – с большим трудом мы доказали незаконность постановления судьи и постановление судьи Бояркина, председательствующего по делу, было признано незаконным как вынесенное с существенным нарушением Уголовно-процессуального кодекса».
Дело на сфабрикованных показаниях?
Напомним, 25 апреля 2011 года Игорь Матвеев приехал в Москву и подал рапорт на имя Главкома Внутренних войск генерала армии Н.Е. Рогожкина о коррупционных деяниях, содержащих признаки преступления в войсковом соединении. В нем говорилось о том, что солдат калечат, официально представляя увечье как травму, что в части ведется двойная бухгалтерия. Самое известное разоблачение касалось подмены мясных консервов для питания солдат на собачий корм.
– «За несколько дней до подачи рапорта Главкому Игорю Владимировичу звонили и предлагали повышение по службе, увольнение в связи с сокращением штатов со всеми положенными компенсациями, в том числе, с квартирой в Хабаровске, — говорит Софья Соколова, одна из представительниц группы поддержки Матвеева, — Аудиозапись этого телефонного разговора прозвучала в передаче «Последнее слово» по НТВ.
А через несколько дней после подачи рапорта приехала комиссия из Москвы. Ее возглавлял заинтересованный человек.
Один из членов комиссии – полковник Н.И. Чергин – находился в кабинете Игоря Матвеева. В этот момент с включенным диктофоном в кармане в кабинет вошел прапорщик Луканин. Он принялся просить Матвеева больше никогда его не бить. На записи слышно, как полковник Чергин возмущается, что впервые в жизни его пытаются в тайне от него записать.
Но все развивалось очень быстро и непредсказуемо. Луканин подал заявление о якобы причиненных ему два с половиной месяца назад побоях. Началось административное расследование.
А потом прапорщика Виктора Середенко под угрозой физической расправы над ним и его беременной женой заставляли писать клеветнический донос в отношении Игоря Матвеева.
Аудиозапись, сделанная в ходе шантажа, также прозвучала в передаче «Последнее слово». Виктор Середенко подал заявление о привлечении к уголовной ответственности обоих командиров, шантажировавших его. Но по результатам проверки уголовное дело не возбудили. Виктор так и не смог доказать, что на аудиозаписи слышны голоса именно этих людей.
Комиссия закончила работу и уехала в Москву. А Игорь Матвеев предпринял попытку достучаться «сквозь глухие засовы кабинетов» к власти и руководству МВД. Он обратился к ним со всем известным видеообращением.
Вскоре было возбуждено уголовное дело и началось предварительное следствие. Игорь Матвеев обвинялся в том, что 24 февраля 2011 года в своем кабинете, якобы избил прапорщика Луканина, которого, кстати, незадолго до всех этих событий задержали сотрудники ФСКН.
Согласно материалам уголовного дела, избиение якобы происходило в его служебном кабинете в присутствии его старшего помощника майора В.А. Бережного.
– «Мне известно из материалов дела, о чем говорил В.А. Бережной в ходе служебной проверки, — рассказывает Софья Соколова. — В то время Бережной сообщал генералу Стригунову как командующему Восточным региональным командованием, что Матвеев был трезв и никого не бил. Потом в ходе следствия и в суде он изменил показания. Свидетель Бережной говорил, что у Луканина имелись побои в виде рассечения. Однако эксперт Тишкин, осмотревший Луканина в мае – июне 2011 г., дал заключение, что следы рассечения он бы увидел, но их нет.
Вскоре Матвеев, считаем, был незаконно – до приговора, без положенных компенсаций — уволен и отчислен из списков части.
Скандал из-за ролика
Обвинения росли, как снежный ком. Простить такого скандала по поводу коррупции в армии вышестоящие армейские чиновники не могли. Они подали гражданский иск о защите чести и достоинства в связи с видеообращением в YouTube.
«Данное обращение послужило основанием для множества проверок со стороны надзорных органов, что повлекло значительный отрыв личного состава от боевой подготовки и выполнения возложенных на войсковое соединение задач» — написано в исковом заявлении.
Но суд отказал в удовлетворении иска, пояснив, что обращение в интернете в данном случае являлось реализацией права на обращение в органы, которые обязаны проверять поступившую информацию.
В декабре 2012 года против бывшего командира бригады полковника В.И. Султанбекова возбудили два уголовных дела за нарушения при проведении хозяйственной деятельности на территории части.
Позже, 13 апреля 2011 года, майор ФСБ Герасимов совместно с майором И.В. Матвеевым обнаружил нелегалов-строителей и удалил с территории части.
Пока привлекали к ответственности военных чиновников, уголовное дело, сфабрикованное против Матвеева, рассматривали в суде. Один из потерпевших Луканин, сам находился под следствием и под судом за торговлю наркотиками. Но преступление Луканина переквалифицировали: вместо двенадцати лет лишения свободы он получил наказание в виде трех лет колонии-поселения.
Луканин должен был находиться в колонии-поселении для бывших сотрудников МВД в Биробиджане, но был помещен в общеуголовную колонию-поселение в черте Владивостока, и свободно гулял по городу. После ряда жалоб Матвеева весной 2012 года Луканина перевели в СИЗО Владивостока, а потом в СИЗО Биробиджана, где он был должен находиться.
Приговор в отношении Матвеева был оглашен 9 сентября 2011 года – четыре года лишения свободы с лишением воинского звания «майор». В кассационной инстанции 6 февраля 2012 г. срок был снижен на полгода.
Несгибаемая вера
Чуть позже появилось второе уголовное дело в отношении Матвеева. Оно основывалось на том, что якобы Матвеев вымогал деньги за то, чтобы решить положительно проблему некоего З., в свое время дезертировавшего из военного госпиталя и находившегося в розыске. Со слов следствия, якобы Матвеев говорил З., что один из тех, кто задерживал его, собирается заявить в следственные органы об оказании им сопротивления.
Основным свидетелем обвинения стал тот же майор Бережной, на показания которого опирались и в первом уголовном деле. Майор Бережной, со слов Матвеева, будучи его старшим помощником, занимался вымогательством у З. от его имени.
В июле 2012 году Матвеева отправили к месту отбывания наказания в Нижний Тагил.
В колонии в Н. Тагиле в ноябре 2012 г. правозащитниками из Екатеринбурга В. Башковым и покойным Шаклеиным было записано новое видеообращение Матвеева к руководству страны.
В своем видеообращении Матвеев говорил, что всецело верит в то, что рано или поздно истина по данному делу будет достигнута и виновных должностных лиц настигнетдолжная юридическая ответственность.